Главная Учебник Справочник Словарь Вопросы

 

Козаренко В.А.

Анализ причин пропусков и ошибок при припоминании

При выполнении мнемонических упражнений могут быть пропуски или ошибки при припоминании. Запоминание считается качественным, когда количество пропусков или ошибок не превышает 10 процентов. На начальном этапе обучения мнемонике «дыр» в памяти может быть значительно больше.

При работе над ошибками учащимся рекомендуется анализировать причины ошибок и пропусков и устранять их.

Ошибки при припоминании

Причиной ошибок является неправильное кодирование при запоминании, либо неправильное декодирование при припоминании.

Допустим, ученик выполняет упражнение на запоминании последовательности двузначных чисел. При запоминании числа кодируются в образные коды. При припоминании образные коды считываются из воображения и декодируются обратно в числа.

При высокой скорости запоминания число 89 (фара) может быть ошибочно преобразовано в образ «арфа» (98). При считывании образов вы видите в воображении образ «арфа» и правильно преобразовываете его в число 98.

Может быть и противоположная ошибка, когда при запоминании число кодируется правильно (89 – фара), а при припоминании, в условиях ограничения времени, вы ошибочно декодируете образ «фара» в число 98.

При обнаружении подобных ошибок рекомендуется дополнительно проработать в воображении образные коды чисел, на которых были обнаружены ошибки в кодировании.

Пропуски при припоминании

Пропуски могут быть двух видов. Первый – вы не запомнили образ, его нет в вашей памяти. Поэтому вы его и не можете вспомнить. Второй – вы запомнили образ, он есть в вашей памяти, но вспомнить его вы не можете.

Пропуск обнаруживает себя следующим образом. Вы просматриваете в воображении последовательность опорных образов-стимулов. Опорный образ вызывает в воображении образ, который вы запоминали. Если при выводе в воображение очередного опорного образа (стимул) реакции не возникает – на первом образе пары вы не видите второй образ пары – это и есть пропуск.

Пример. Числа запоминаются под порядковыми номерами (образные коды чисел запоминаются на образные коды чисел).

1. 26
2. 13
3. 56

Вы вспоминаете образ «еж» и видите на нем образ «душ». Вспоминаете образ «яд» и видите на нем образ «гайка». Вспоминаете образ «ухо» и ничего на нем не видите, второго образа нет. Это и есть пропуск.

В первую очередь нужно определить характер пропуска. Является ли это затрудненным припоминанием (информация есть в голове, но вы её не можете вспомнить). Либо вы не можете вспомнить, потому что вспоминать нечего (информации в голове нет).

Выясняется это просто, с помощью напоминания, подглядывания в источник информации, в текст упражнения.

Допустим, под номером 3 (ухо) вы обнаружили пропуск. Вы подсматриваете упражнение, видите, что под номером три было число 56 (пиала). Ещё раз внимательно рассмотрите образ «ухо» в своем воображении (опорный образ).

Если связь обнаружится, если вы увидите в воображении образ «пиала» на том месте, куда вы его привязали, значит, связь была в мозге, и причиной пропуска стало затрудненное припоминании (информация в голове есть, но вспомнить вы не можете).

Если же при напоминании вы так и не смогли увидеть образ «пиала» на образе «ухо», значит, связь не была образована. И причиной пропуска явилось отсутствие информации в голове.

Причина пропуска – вы не запомнили информацию

После напоминания, при рассматривании в воображении опорного образа, вы не обнаруживаете на нем запоминаемого образа.

При запоминании связь не была образована. Причин может быть несколько. Либо вы соединили пару образов неправильно – образы не контактировали, имели разрыв. Либо вы попытались создать несколько разных вариантов связи, и в результате не запомнили ни одного. Либо в момент запоминания ваше внимание было отвлечено, и связь не удерживалась в воображении нужное время.

Причина пропусков – затрудненное припоминание

При напоминании и при повторном просмотре опорного образа, созданная связь обнаруживается, появляется в воображении.

Причиной затрудненного припоминания является:

- низкая чувствительность памяти;
- «зашумленность» мозга.

Низкая чувствительность памяти

Вы предъявляете мозгу стимул, но реакции не возникает. Мозг не «слышит» стимула. Если удерживать стимулирующий образ в воображении достаточно долго и представлять его более ярко, воспоминание появится.

Мозг может запоминать связи очень быстро. Допустим, два человека запоминали числа со скоростью 3 секунды на число. Один вспоминает все числа, другой вспоминает только половину. Но при напоминании (при проверке) выясняется, что у второго связи были созданы, он их может увидеть в воображении. Причина пропусков у второго – не запоминание (он запомнил все, как и первый), а низкая чувствительность памяти.

Чувствительность памяти связана в основном с функциональным состоянием мозга (общее здоровье, работоспособность). Когда человек уставший, или когда деятельность мозга нарушена (спиртное, табак), чувствительность памяти нарушается. Информация в голове есть, но человек затрудняется её вспомнить. Ярким примером нарушения чувствительности памяти в быту может быть: забывание слов, часто используемых телефонных номеров, ранее хорошо известных имен и фамилий, названий фильмов.

Чувствительность памяти может быть значительно улучшена посредством регулярных мнемонических тренировок. В идеале, реакция мозга на зрительные стимулы должна быть мгновенной. Например, вы смотрите на предмет в своей квартире и сразу же вспоминаете историю этого предмета (когда купили, кто подарил, при каких обстоятельствах и т.п.)

«Зашумленность мозга»

Это непроизвольно возникающие в сознании мысли, образы, музыка. Это внутренний диалог с самим собой. Это зацикленность мышления на какой-либо проблеме (ревность, любовь, чувство вины, чувство страха, чувство неудовлетворенности и т.п.) В психологии и психиатрии это обозначается термином «дистресс», или «повышенный уровень напряженности психики». Постоянные помехи, исходящие из самого же мозга, сильно мешают как запоминанию, так и припоминанию, мешают сосредоточиться.

Внутренние процессы в сознании – это нормально. Нормально мысленно репетировать чтение лекции, повторять стихотворение, прослушивать в голове музыку, целенаправленно вспоминать образы и картины прошлого. Это нормально, когда это делается сознательно, и когда вы можете это прекратить, блокировать, для освобождения места в сознании для запоминания и припоминания.

Но когда все эти процессы протекают стихийно, навязчиво и не могут контролироваться человеком – это уже ненормально.

Для снижения уровня напряженности психики (уровня дистресса) рекомендуется выполнять упражнения аутогенной тренировки. И меньше употреблять в пищу разных стимулирующих веществ. Стимуляторы снижают устойчивость внимания, внимание начинает переключаться самопроизвольно, в голове появляются навязчивые образы и мысли.

 

Ошибки при припоминании

Пропуски при припоминании

Причины

Ошибки кодирования и декодирования

Информации нет в голове

Затрудненное припоминание

Неправильно созданная связь

Перебор разных вариантов связи

Отвлечение внимания в момент запоминания

Низкая чувствительность памяти

Зашумленность мозга (повышенный уровень «дистресса»)

Как устранить

Уменьшить скорость запоминания

Обратить внимание на процесс кодирования

Повторить образные коды

 

Повторить правила соединения образов

Создавать связь с первого раза

Контролировать случайные отвлечения внимания

Заниматься отдохнувшим

Правильно питаться, не кушать и не пить яды.

Больше бывать на воздухе

Аутогенная тренировка

Исключить из пищи стимуляторы

Дата публикации материала на сайте: 15 мая 2007 года

 

Главная Учебник Справочник Словарь Вопросы
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002-2020
Адрес сайта: mnemonikon.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника