Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Предисловие

Зачем листать пожелтевшие от времени странички? Зачем читать книги, содержание которых уже давно не соответствует современным представлениям? Из любознательности? Для расширения эрудиции? Чтобы "не изобретать велосипед"? Может быть, в старом удастся найти что-то полезное, но давно забытое? А может быть старое забыто так основательно, что воспринимается как новое?

Читатели, которые только начали свое знакомство с искусством памяти, будут удивлены тем, как была распространена мнемотехника в глубокой древности, в средние века, в 19 веке. Ведь многие школьники и студенты даже слова такого - мнемотехника - не слышали.

В школьные годы от нас требовали: учите, запоминайте, набирайтесь знаний, становитесь людьми. Но как учить? Как запоминать? Об искусстве памяти не знали не только школьники, но и учителя. Мнемотехника для многих остается тайной за семью печатями.

Но вот вы открываете книгу Г.Челпанова "О памяти и мнемонике" и узнаете, что мнемотехника была весьма популярна в 19-ом - начале 20-го века. Десятки курсов мнемотехники… Десятки книг… Сотни статей… Мнемотехнику преподавали в школах… Мнемотехнику демонстрировали в цирке и на эстраде…

Что же произошло? Почему засекретили столь популярную в народе и полезную в учебе и в жизни дисциплину? Книга Г.Челпанова помогает разобраться в этом вопросе.

На мой взгляд, книга "О памяти и мнемонике" интересна, в первую очередь, большим количеством фактического материала: известные психологи, мнемонисты, феноменальные счетчики, информация о книгах по психологии и о мнемотехнике, сведения о курсах мнемотехники и даже цены на эти курсы в конце 19 столетия.

Г.Челпанов, анализируя труды современных ему авторов, упоминает о новых для его времени идеях. Так, уже в то время физиологи серьезно говорили о дирекциональной избирательности нервных клеток (выборочная реакция на определенный стимул), описывается способность нервных клеток расти и соединяться. Все это было доказано лишь спустя многие десятилетия. И еще не известно, из каких источников черпал вдохновение американец Д.Хьюбел - лауреат Нобелевской премии - доказавший дирекциональную избирательность нервных клеток. Может быть, первенство этой идеи по праву принадлежит русским физиологам?

По отношению к мнемотехнике и мнемонистам - эта книга откровенна злая. По существу, Г.Челпанов своей книгой "О памяти и мнемонике" запретил мнемотехнику в России. И на это бы никто не обратил особого внимания, если бы не тот факт, что Челпанов Георгий Иванович (1862-1936) являлся основателем и директором Московского психологического института на протяжении одиннадцати лет (1912-1923). В те времена много чего запрещали. Вели борьбу с генетикой и кибернетикой, позже запрещали носить джинсы и играть джаз. Но, к счастью, эти времена давно прошли.

Что же представляет собой книга Г.Челпанова с точки зрения психологии памяти и мнемотехники? На мой взгляд - ничего особенного. Г.Челпанов совершенно не разбирался ни в памяти, ни в мнемотехнике. Он даже не заканчивал курсов мнемотехники (не пойдет же профессор психологии учиться к мнемотехнику без образования). Поэтому читателю не следует делать выводов о мнемонике на основании того, что пишет о ней автор. Ничего общего с современной мнемотехникой вы в его книге не найдете. Методы запоминания искажены до такой степени, что впору говорить о какой-то новой мнемотехнике, изобретенной Г.Челпановым в процессе написания книги.

Зато Г.Челпанов восхищается феноменальным счетчиком Диаманди, который запоминал 200 цифр 2 часа и 15 минут. Это в среднем 52 секунды на одну цифру, вместо положенных 3 секунд на цифру (ученический норматив в современной мнемотехнике).

Эта книга интересна еще и тем, что её до сих пор продолжают цитировать целыми абзацами современные психологи и педагоги. Загипнотизированные авторитетной должностью автора книги, они, сами того не подозревая, тиражируют самые обычные глупости в отношении памяти и методов запоминания. Например, продолжают утверждать, что у Диаманди была феноменальная память на числа. Как будто трудно взять калькулятор и подсчитать скорость запоминания Диаманди.

И всё-таки, несмотря на эти мелкие недостатки, книга представляет значительный интерес для людей, интересующихся искусством запоминания. И, я повторюсь, в первую очередь большим количеством содержащегося в ней материала о мнемонистах конца 19 столетия.

В.Козаренко

 

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002-2020
Адрес сайта: https://mnemonikon.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника