Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Мнемонические ребусы

Если вы присматриваетесь к мнемонике и хотите начать её изучение, эта статья для вас.

Часто в детских книжках можно встретить ребусы. Откуда они появились? Может быть это отголоски древней мнемотехники, и первоначальный смысл ребусов в наше время забыли?

Слова или части слов кодируются зрительными образами. В слове "лист" нужно заменить букву "л" на букву "а". Разгадкой ребуса будет слово "аист". Ребусы из мнемонических методов кодирования слов превратились в загадки для детей!

Разгадаем слово во втором ребусе. В слове "гриб" нужно заменить букву "и" на букву "а", получится "граб..." И добавить "лист" без двух последних букв "ли.." Разгадка - слово "грабли".

Первоначальный смысл ребусов можно найти в мнемотехнике. В частности, в "Методе наводящих ассоциаций" (МНА). МНА - эта набор приемов кодирования, с помощью которых любое слово можно преобразовать в зрительный образ или в комбинацию зрительных образов.

Зачем же переделывать слова в зрительные образы? Не проще ли сразу запомнить нужные слова, без картинок?

Оказывается, не проще. Наша память вообще не запоминает точную информацию, типа точных дат. И очень медленно запоминает новые слова и словосочетания. Особенно, если это иностранные слова или фамилии.

Проанализируем простой пример. Можете его запомнить, чтобы убедиться, что ваша речевая память не хочет запоминать новые для вас иностранные фамилии.

Допустим, вы просмотрели новый фильм.

Информация для запоминания.

  • Название фильма: Воздушный маршал.
  • Дата просмотра: 24 сентября (среда) 2014 года.
  • Главная роль: Лиам Нисон.
  • Режиссер: Жауме Кольет-Серра.

Казалось бы, что тут запоминать? Однако не каждый сможет повторить фамилии актера и режиссера даже сразу после прочтения. А через час? А на следующий день? А через год?

Очень хороший пример для демонстрации того, зачем нужна мнемотехника! Представьте, что вы кинокритик и вам нужно помнить названия сотни фильмов, даты выхода на экран, фамилии и имена актеров, режиссеров, сценаристов, сюжеты фильмов.

Итак, начнем анализ. Я специально сделал картинку. Похоже на ребусы?

Непосвященному в тайны мнемоники такие картинки кажутся нелепыми, бессмысленными, и даже могут отпугивать (от мнемоники) своей "глупостью". Но ребусы вам не кажутся глупыми? Считается даже, что разгадка ребусов развивает мышление!

В психологии существует понятие "репрезентация информации в памяти". То есть, "форма представления, хранения информации в мозге".

Загадочная комбинация картинок вокруг самолета - это и есть мнемоническая форма хранения в мозге информации о фильме.

(Можете вспомнить имя и фамилию актера и режиссера?)

-------------------------------------

Способ записи в память определяется принципом памяти устройства, в которое мы хотим что-то записать. Принцип компьютерной памяти - фиксация последовательностей нулей и единиц (разными способами, но принцип один). Следовательно, чтобы записать что-то в память компьютера, нам необходимо закодировать информацию (слова, фотографии, музыку...) в комбинации нулей и единиц.

В процессе кодирования информация преобразовывается под принцип памяти запоминающего устройства.

Как вы могли убедиться, речевая память дает сбои при попытке запомнить всего две новые фамилии. Поэтому мы используем принцип памяти в зрительном анализаторе. Мы знаем, что память в зрительном анализаторе быстрая, и мы можем контролировать процесс запоминания и припоминания в зрительном анализаторе.

Чтобы воспользоваться механизмом памяти зрительного анализатора, запоминаемые данные нужно преобразовать во что? Конечно, в зрительные образы. Ведь зрительный анализатор (и память в нем) оперирует исключительно зрительными образами.

Теперь уже должно быть понятнее, почему в нашем мнемоническом ребусе так много разных картинок. Мы преобразовали информацию в образную форму.

После такого преобразования появляется возможность использовать механизм памяти зрительного анализатора. Этот механизм должен быть вам знаком по функциям графических программ. Принцип памяти в зрительном анализаторе - группировка изображений. Когда вы соединяете в воображении две картинки и несколько секунд рассматриваете результат, мозг группирует эти картинки. Запоминает две картинки как одну (но состоящую из двух).

Теперь должно быть понятно, почему на мнемоническом ребусе (самолет и другие картинки) образы соединены. Не ищите смысл в соединении образов! Для памяти мозга смысл не нужен. Мозг просто группирует две соединенные картинки, безо всякого смысла.

Каждую связь нужно создать отдельно. На картинке 13 связей. Для этого может потребоваться 6 сек. х 13 связей... целых 78 секунд времени.

Но после этого... психолог, если захочет вас проверить, обнаружит у вас эйдетическую память! Ведь вы сможете детально описать картинку и расположение всех образов на ней! Хотя, на самом деле, никакой эйдетической памяти у вас нет, если проверить специальными тестами на эйдетическую память. Да она и не нужна. Вы просто использовали механизм памяти мозга. Поэтому картинки запомнились и воспроизводятся в вашем воображении.

С картинками разобрались. Теперь нужно разобраться с процессом кодирования. Как преобразовать запоминаемые даты, фамилии и имена в зрительные образы? Я не буду детально описывать Метод наводящих ассоциаций. Вы с ним познакомитесь при систематическом изучении мнемотехники. Покажу "ход мыслей", как я преобразовывал информацию в зрительные образы.

Сюжет фильма. Фильм - это поток образов, связанных образов. Следовательно, сюжет фильма запоминается вашим мозгом автоматически. Нужно лишь создать подсказывающий образ, который бы напомнил этот фильм. На иллюстрации это образ "самолет". Все происходит в самолете.

Запоминаем название фильма. Название кодируем образами "ВОЗДУШНЫЙ шарик" и "барабан" (марш). По этим образам (как по ребусам) мы легко прочитаем "Воздушный маршал".

Дата просмотра фильма кодируется стандартными (общими для всех) зрительными образами. Их придумывать не нужно, они даются в виде справочника. Курица - это 24 (дичь), транспортир - это сентябрь, СРеда - это СуРгуч, голова собаки - это 014 (Маленькая ЖуЧка). Образные коды заучиваются наизусть и легко узнаются в припоминаемых картинках. Заранее заученные образные коды позволяют запоминать информацию очень быстро, так как кодирование осуществляется практически мгновенно.

Название фильма и дату просмотра мы записали на части образа "самолет". А куда записывать фамилии актера и режиссера? Если вы посмотрели кино, вы можете достать дополнительные образы из сюжета фильма. В фильме террорист спрятал бомбу в дипломате. А главный герой - воздушный маршал - постоянно пользовался раскладным телефоном.

Мы получили два дополнительных образа: дипломат, телефон.

На части образа "дипломат" запишем закодированные в образы имя и фамилию актера.

Главная роль: Лиам Нисон.

Делаем "ребус"! ЛИАна, уНИСОН (два одинаковых камертона звучат в унисон). Метод называется "метод наводящих ассоциаций". Это значит, что придуманные нами образы наводят, подсказывают произношение слов в речевом анализаторе. Не обязательно точно, именно подсказывают.

Режиссер: Жауме Кольет-Серра.

И снова создаем ребус, который сами же и будем разгадывать при припоминании.

Жауме --- ЖАлюзи, бУМЕранг (тут точно подсказывают).

Кольет --- КОЛЬЕ - Т (тут тоже точно подсказывают произношение)

Серра - СЕРА на спичке (подсказывает не точно, одна буква "р" не закодирована, но это не важно, и так сойдет).

Чтобы запомнить образы, нужно создать связи в воображении. Представьте дипломат, поместите на угол лиану. В дипломат поставьте два камертона. Рассмотрите это у себя в воображении. Аналогично создайте связи на образе "телефон".

Но не будем же мы постоянно хранить информацию в образной форме? Увы... если речь идет о точной дате (24 сентября (среда) 2014 года), то такую информацию придется всю жизнь хранить в виде образов.

А вот имена и фамилии можно перевести в речевую память. Перевод информации из образной формы непосредственно в звуки речи займет примерно четыре дня. Как это делается?

Информация в картинках записана в вашу зрительную память. И вы можете точно воспроизвести её без внешних подсказок.

Чтобы вспоминать фамилии сразу, без картинок, нужно делать следующее...

Во-первых, имя и фамилию нужно к чему-то привязать (ведь мозг запоминает связи). Логично привязать фамилию и имя к фотографии соответствующего человека. Для этого смотрим на фото и запоминаем как выглядят актер и режиссер. Просто смотрим. Это зрительная информация, и мозг запоминает её сам (автоматически).

Далее, каждый раз, когда вы считываете фамилию по картинкам из памяти, нужно удерживать её звучание в речевом анализаторе (повторение про себя) и одновременно представлять лицо человека. И так делать в течение четырех дней, в любое свободное время.

Важна даже не частота повторения в течение дня, а растягивание процесса мысленного повторения на четыре дня. Через четыре дня вы почувствуете, что фамилия и имя закрепились непосредственно в речевом анализаторе. И вы сможете мгновенно, без задержек вспомнить фамилию и имя режиссера по фотографии, без вспомогательных картинок, сразу в виде звуков речи.

Из-за длительности перевода новых слов из картинок в речевую память процесс запоминания речевой информации всегда должен осуществляться заблаговременно. Перевод в речевой анализатор означает, что вспомогательные (наводящие произношение) картинки больше не нужны для припоминания. Вам кажется, что вы помните фамилию и имя просто так, естественно, как только увидите фотографию или вспомните лицо. Звучание имени и фамилии связывается с лицом человека на фотографии.

Теперь, когда вы немного разобрались в теории, "мнемонические ребусы" не должны отпугивать вас своей "нелепостью". В них есть глубокий смысл и продуманная система кодирования.

И очень хорошо, что детей заставляют разгадывать ребусы! Ведь, по сути, это подготовка детей к мнемотехнике, тренировка процесса кодирования/декодирования слов в образы и образов в слова.

В.Козаренко

Дата размещения материала на сайте: 26 сентября 2014 года

 

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002-2014.
Адрес сайта: mnemonikon.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника