Понедельник, 07.03.2016. Выпуск 189

Современная мнемоника - визуальная?

В Интернете часто можно встретить деление мнемоники на речевую (средневековая или мнемоника Т. Бьюзена) и визуальная (система "Джордано"). Народ на форумах спорит по поводу того, какая мнемоника лучше, не до конца понимая ни ту, ни другую.

Пример речевой мнемоники. Запоминание исторической даты.

Куликовская битва, 1380 год.

Первую цифру (1) не кодируем. Число 380 кодируем в соответствии с буквенно-цифровым кодом (в речевой мнемонике он другой). з - 3, в - 8, л - 0. По буквам подбираем слово: ЗаВаЛено. Придумываем фразу, которую и нужно запомнить.

Полу Куликово было завалено трупами.

Ассоциация: (1) 380 = з - в - л

Недостатки этого метода

1. Не верно понимается понятие "ассоциация". В визуальной мнемонике ассоциация является образным аналогом строки таблицы. В ассоциацию кодируется вся дата целиком.

2. Каждый раз по буквам подбирать слова. Это долго. И мы лишаем себя возможности поиска информации в мозге по одинаковым элементам. Ведь слова каждый раз будут разными.

3. Придумывание фразы. Это тоже долго.

4. Одну фразу вы запомните. Или вам кажется, что запомните. Иллюзия запоминания в кратковременной памяти. А вспомните ли вы эту фразу через неделю? А если нужно запомнить 50 фраз? Речевая мнемоника не дает техник запоминания фраз, которые она рекомендует придумывать.

Пример визуальной мнемоники.

Куликовская битва, 8 сентября 1380 года.

Представляем дату в виду строки таблицы.

| Куликовская | 08 | сентябрь | (1) 380 |

Кодируем ячейки строки таблицы в зрительные образы, используя иллюстрированный справочник образных кодов.

| кулик | иВа | транспортир | КоФейНик |

Дата имеет внутренние связи, которые мы фиксируем в виде фразы или в виде строки таблицы. Наша задача - перенести эти связи в мозг. В визуальной мнемонике мы используем прямую запись связи в мозг, путем соединения образов в воображении. Память зрительного анализатора очень быстро группирует связанные картинки. Это и есть её основная функция.

Создаем ассоциацию (образный аналог строки таблицы). Первая ячейка строки - это уникальная часть информации (основа будущей ассоциации). На образ "кулик" запоминаем вторую, третью и четвертую ячейки строки. Для этого в образе "кулик" последовательно, слева направо выделяем три части и создаем в воображении три связи:

кулик (первая часть) + ива

кулик (вторая часть) + транспортир

кулик (третья часть) + кофейник

То, что получилось, это и есть искусственная ассоциация. Ассоциация вспоминается целиком по любой своей части: по кулику, или по иве, или по транспортиру, или по кофейнику. Ассоциация вспоминается автоматически по вопросам. Когда была Куликовская битва? Какое событие произошло в 1380 году?

Ассоциация создается по единой схеме. Любые даты запоминаются одинаково. Не нужно ничего придумывать. Более того, этой техникой запоминается любая информация, которая может быть представлена в виде строки таблицы.

Ассоциации можно запоминать последовательно, связывая строки в единую таблицу.

Является ли "Джордано" чисто визуальной мнемотехникой?

Нет, это не так. Хотя и написано, что запоминание осуществляется на основе визуального мышления, это не значит, что память речевого анализатора не используется вообще. Она используется, и очень интенсивно.

Зрительный и речевой анализаторы работают в связке. Слова, речь не имеют смысла без зрительных образов. Слова без образов - это просто шум.

В отличие от речевой мнемоники, система Джордано дает обоснованные техники дословного запоминания фраз. Это используется, например, при запоминании тезисов, формулировок, цитат и - основное назначение техники - дословное запоминание фраз при изучении иностранного языка.

Дело в том, что память в речевом анализаторе рефлекторная. А, значит, медленная (в отличие от быстрой памяти зрительного анализатора).

Если для запоминания ассоциации достаточно 18 секунд времени, то для дословного, автоматического запоминания фразы требуется 3-4 дня.

В ассоциативной памяти зрительного анализатора связи создаются без образования новых синаптических соединений, на основе уже существующей нейронной сети.

В рефлекторной памяти речевого анализатора должны создаваться новые синаптические соединения между нервными клетками. А для этого требуется время, много времени.

Поэтому техника дословного запоминания фраз состоит из двух этапов.

1. Связь новой фразы со зрительным образом, захват новой фразы в память по смыслу.

2. Автоматизация фразы, формирование речевого шаблона (как фрагмент стихотворения), путем многократного мысленного воспроизведения (на фоне стимулирующего образа) регулярно в течение 3-4 дней. До появления признаков автоматизации фразы: эффектов реминисценции и антиципации.

На примере техники запоминания фраз хорошо видно, что запоминание в современной мнемонике осуществляется именно на основе визуального мышления, а не только в зрительном анализаторе.

Основной секрет техники запоминания фраз - это связывание фразы со зрительным образом, который подбирается по смыслу фразы. А образы мы можем запоминать быстро и очень много. Можем систематизировать их разными способами.

Простейший способ - запоминание образов приемом Цепочка. Двадцать образов в цепочке - двадцать автоматизированных фраз. На частях собирающего образа (по теме запоминаемых фраз, грамматики), мы можем собрать 100 фраз.

И все они могут безошибочно (дословно) припоминаться, последовательно, по веткам (по цепочкам), а также свойства нашей памяти позволяют мгновенно вспоминать фразу выборочно, без перебора всех запомненных ранее фраз.

После запоминания фраза вспоминается мгновенно по образу, по аналогичной фразе на русском языке, по ситуации общения (к месту).

И как вообще можно сравнивать так называемую "речевую мнемонику" (детский сад какой-то) с детально разработанной современной мнемоникой, методы которой основываются на понимании механизмов работы памяти в зрительном и речевом анализаторах?

"Запоминание на основе визуального мышления" не значит, что мы используем только память зрительного анализатора. Память речевого анализатора тоже используется. Не может не использоваться, так как образы неразрывно связаны со словами в нашей голове.

Воспроизведение речевой информации идет либо по смыслу (по образному конспекту, своими словами), либо дословно (слова, словосочетания, предложения).

На сайте есть упражнение по этой теме. Подробное описание техники дословного запоминания фраз, на примере модальных глаголов английского языка.

Так и только так нужно учить иностранный язык. Данная техника - основа устной речи. Запомнив фразовые эталоны, вы можете конструировать речь путем их изменения и комбинирования. Вы будете говорить правильно, даже понятия не имея о грамматике. Именно так запоминается родной язык в естественных условиях. Мнемоника всего лишь ускоряет этот процесс в разы.

Пример. Переводчики-синхронисты заучивают примерно две тысячи фраз (речевые штампы). Делают они это путем зубрежки, по карточкам.

Правила мнемоники говорят нам о том, что повторное восприятие информации (считывание с карточки) крайне не эффективно для запоминания.

Чтобы фразы автоматизировались быстро, их нужно повторять по памяти. Не читать с карточки, а вспоминать!

Техника запоминания фраз позволяет вам захватить в память сразу большое количество новых фраз. Например, сто. И после этого начать повторять их по памяти, путем многократного припоминания. Это и обеспечивает быструю (4 дня) автоматизацию фраз.

Как видите, знание принципов работы мозга весьма полезно при конструировании разных техник запоминания. И система Джордано как раз и отличается от других направлений в мнемонике, что все техники запоминания получены теоретически.

В.Козаренко

 

(c) 2002-2016, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemonikon.ru
Почта (support@mnemonikon.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.