Среда, 25.05.2005. Выпуск 84

Что специально запоминать в текстах

В норме воспроизведение текстового материала всегда осуществляется своими словами. Поэтому метод зубрежки текста - это ошибочный и слишком трудоемкий путь.

Мнемотехника решает вопрос запоминания учебных текстов очень просто. Представьте, что вы составляете шпаргалку, по которой будете пересказывать текст своими словами. Что вы запишите в шпаргалку?

Мнемоническое запоминание текста аналогично составлению шпаргалки. Только запись осуществляется сразу в мозг, а вместо букв, слов и цифр используются зрительные образы. В голове создается (запоминается) образный конспект текста, по которому текст пересказывается своими словами.

Перед запоминанием текста необходимо проанализировать информацию на предмет её запоминаемости. Ведь даже без мнемотехники мы сможем пересказать текст! У каждого человека есть естественная память! Поэтому не нужно запоминать специально то, что запоминается само. Необходимо также определиться с уровнем точности запоминания текста. Нужно ли вам уметь пересказывать текст близко к тексту, или достаточно запомнить точные данные (для решения задач по химии).

Что запоминается в текстах?

Когда мы читаем текст, слова создают в воображении комбинации зрительных образов. А это значит, что процесс запоминания протекает автоматически. Если специально усилить зрительные образы, то запоминаться будет лучше. Вспоминать мы будем именно смысл, картинки. Не пытайтесь запоминать текст дословно, лучше сосредоточить внимание на смысле, на понимании, на картинках в воображении.

Хорошо запоминаются некоторые точные данные, похожие на то, что мы раньше учили. Например, число 180 всем хорошо знакомо (половина окружности).

Что не запоминается?

Не запоминается последовательность абзацев и последовательность точной информации в каждом абзаце.

Не запоминается точная информация: фамилии, названия, числа. Почему не запоминается? Потому что нет образной реакции мозга.

Чтобы сократить до минимума работу по запоминанию учебного текста, просмотрите текст (первое прочтение) и выделите сведения, которые требуют специального запоминания с помощью мнемонических методов.

Кто обучается мнемонике, и кто уже почувствовал, как работает память, способны выделить нужные сведения сразу.

Остальные могут провести следующий простой опыт. Прочитайте текст один раз. Сразу после прочтения перескажите текст письменно, записав на бумаге все, что удалось вспомнить. Но обратите внимание, что воспроизведение сразу после запоминания - это иллюзия запоминания!

Воспроизведите текст письменно ещё раз через сутки (в это же время на следующий день). В результате второго воспроизведения вы совершенно отчетливо определите для себя информацию, которую мозг "просто так" запомнить не может. Именно эти сведения нужно запоминать специально, с помощью мнемонических методов.

Ниже приводится статья, на которой вы можете проверить, что запоминается автоматически, и что нужно запоминать специально.

Красным цветом выделена информация, требующая мнемонического запоминания. Как видите, запоминать нужно не так уж и много. Запоминание этого текста равносильно запоминанию двадцати слов (образов)!

Статья "Температура" (А.Полинг, Общая химия)

Если два объекта соприкасаются, то теплота может переходить от одного объекта к другому. Температура является количественным показателем, который определяет направление перехода теплоты - она переходит от объекта, имеющего более высокую температуру, к объекту с более низкой температурой.

Обычно температуру измеряют при помощи термометра - общеизвестного ртутного термометра, в котором некоторое количество ртути заключено в стеклянный капилляр. В научных исследованиях пользуются стоградусной температурной шкалой, или шкалой Цельсия; она была введена в 1742 г. шведским профессором астрономии Андерсом Цельсиусом (1701 - 1744). По этой шкале температура замерзания воды, насыщенной воздухом была принята за 0 градусов С, а температура кипения воды при давлении 1 атм за 100 градусов С.

По шкале Фаренгейта, используемой в быту населением стран, где говорят по-английски, температура замерзания воды принята равной 32 градуса F, а точка кипения воды 212 градусов F. Разница между точкой замерзания и точкой кипения воды составляет по этой шкале 180 градусов, а не 100, как по стоградусное шкале.

Для пересчета температуры, выраженной в градусах одной шкалы, в температуру по другой шкале необходимо запомнить, что градус по шкале Фаренгейта равен 100/180, или 5/9, градуса стоградусной шкалы Цельсия и что 0 градусов С соответствует 32 градуса F.

Шкала Фаренгейта была предложена Габриэлем Даниэлем Фаренгейтом (1686-1736), натурфилософом, родившимся в Данциге и жившим в Голландии. В 1914 г. он изобрел ртутный термометр; до этого в качестве жидкости в термометрах применяли спирт. За нулевую точку своей шкалы Фаренгейт принял самую низкую температуру, которую он мог получить, пользуясь смесью равных количеств снега и хлорида аммония. Точку кипения воды 212 градусов он установил, приняв температуру собственного тела равной 100 градусов F. Между тем нормальная температура человеческого тела равна 98,6 градусов F; возможно, именно в период калибровки термометра у Фаренгейта был небольшой жар.

В странах английского языка при инженерных расчетах иногда используют другую абсолютную шкалу - шкалу Ренкина, основанную на градусах Фаренгейта, причем 0 градусов этой шкалы (0 градусов R) соответствует абсолютному нулю.

В.Козаренко


(c) Mnemonikon, 2002-2005
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.