Понедельник, 23.02.2004. Выпуск 56

ПСИХОЛОГИ О ПАМЯТИ (1)

Б.В.Зейгарник. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий

Суть опытов. Допустим, вам дают задание слепить собачку из пластилина. Вы начинаете её делать, не успели ещё приладить хвост, а психолог отбирают у вас незаконченную работу. В другом случае вы склеиваете из бумаги цветочек, и психолог дает вам возможность закончить эту работу. Все сделанные вами работы (законченные и прерванные) отбираются и прячутся в стол. Всего работ 22. В конце опыта вам предлагают вспомнить, что вы делали. Оказывается, вы лучше сможете вспомнить собачку, которую у вас отняли недоделанной. А о законченном цветочке вспомните в последнюю очередь или не вспомните вообще. В психологии это называется "эффект Зейгарник".

Опыты проводились в 1924 - 1926 гг. в психологическом институте Берлинского университета. В них приняло участие 164 человека, в основном взрослые люди, студенты и преподаватели.

В "глоссарии психологии памяти" дается следующая формулировка.

"Эффект Зейгарник - закономерность, выявленная Б.В.Зейгарник, в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием, что получило в рамках левиновской школы следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая возникает в начале действия, но не разряжается при незаконченном действии".

Казалось бы, следуя этой закономерности, для повышения эффективности запоминания материала нужно прерывать процесс его запоминания. Например, изучать урок английского языка только наполовину. Или бросать прочтение статьи на середине страницы. Ведь в формулировке так и написано: "лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием..." Но, не дочитав информацию до конца, мы не можем её запомнить. Просто в силу того, что информация не была нами воспринята. По-видимому, речь идет о чем-то другом и слова в формулировке подобраны не достаточно точно.

Под "воспроизведением незавершенных и завершенных действий" Зейгарник имеет в виду не воспроизведение самого действия или информации, а припоминание факта совершения действия в прошлом. Разница большая. Вспомнить список телефонных номеров или вспомнить то, что вчера вы пытались запоминать список телефонных номеров. Воспроизвести текст или вспомнить, что вы вчера читали этот текс. Слово "воспроизведение" в работе Зейгарник может сбивать с толку.

Зейгарник проводила свои опыты в контексте выяснения механизмов и закономерностей осуществления намерения. Например, вы решили завтра позвонить своей маме, но забыли это сделать. Почему и как это (забывание намерения) произошло.

Зейгарник не утверждает, что полностью выполненное действие забывается. Она установила, что по сравнению с завершенными действиями, незавершенные запоминаются гораздо лучше и вспоминаются в первую очередь.

Особый смысл Зейгарник вкладывает и в слово "забывание". Можно забыть цифры телефонного номера, а можно забыть позвонить своей маме. Можно забыть имя и фамилию человека, а можно забыть, что брал у него деньги взаймы. Именно последнее значение слова "забывание" использует Зейгарник: забыл, куда положил очки; забыл, что поставил молоко на плиту. Имеется в виду не забывание информации, а забывание факта осуществления какого-либо действия. При этом, как правило, временное забывание.

Таким образом, в "эффекте Зейгарник" вообще не идет речи о запоминании и забывании информации в привычном смысле этих слов, когда под запоминанием подразумевается осознанная фиксация информации в мозге, а под забыванием - неспособность воспроизвести информацию (потеря из памяти, требующая повторного запоминания).

Следует отметить и тот факт, что испытуемые не были осведомлены о целях и задачах опытов. Они до самого конца опыта не знали, что от них требуется. Это говорит о том, что если бы испытуемым с самого начала объяснили, что от них требуется запомнить весь список выполняемых заданий (всего 22, прерванных и законченных), то никакого эффекта не получилось бы. "Эффект Зейгарник" находится в прямой зависимости от осведомленности испытуемых о конечных результатах опыта. Скорее даже от сокрытия конечной цели опыта (запоминание всех выполняемых заданий).

Как можно использовать этот эффект для запоминания учебной информации? Скорее всего, никак. Показывает ли он какие-либо закономерности в работе памяти? Наверное, показывает. Человек лучше помнит незавершенные действия, недоделанную работу, продолжает о ней думать. А также продолжает думать о том, зачем это ему не дали её доделать? Если бы человек сам прервал свою работу, тогда как бы он вспоминал незавершенное действие? Это в опыте не проверялось.

В этих опытах экспериментаторов интересовал не только факт лучшего припоминания совершенного в прошлом прерванного действия. Но были определены и другие интересные закономерности.

У испытуемых было выявлено три типа поведения при выполнении заданий:

1) из чувства долга;
2) из честолюбия;
3) в силу заинтересованности самим заданием.

Другими словами, испытуемые были затянуты в игру, смыслом которой было выполнение задания, которое дает другой человек. И зафиксирована реакция испытуемых на то, как они объясняют сами для себя факт выполнения задания по просьбе другого человека. Таким образом, с помощью выявленных закономерностей можно мотивировать людей выполнять работу: эксплуатировать чувство долга (ты это должен сделать ради своих детей), эксплуатировать честолюбие (тебе слабо это сделать лучше другого?), давать задание тем, кому это может быть интересно (работа совпадает с хобби). Для эффективного взаимодействия в схеме "начальник-подчиненный" нужно провести предварительное тестирование человека, чтобы определить нужную мотивацию: ответственный, честолюбивый, заинтересованный.

Соответственно типу "подчиненного" должен выстраивать свое поведение "начальник". С увлеченным нужно вести себя пассивно, не мешая ему делать работу. Того, кто работает из чувства долга, нужно поощрять вербально (да, мне нравится то, что ты делаешь). С честолюбивыми нужно принимать "холодный вид экзаменатора".

Внимание исследователей было обращено и на "смирение-сопротивление" с фактом прерывания задания. Одни испытуемые реагировали мирно, когда у них отбирали невыполненную работу, другие проявляли излишнюю эмоциональность и даже агрессивность.

Лично у меня возникли подозрения, что эти опыты были ещё хитрее, чем может показаться на первый взгляд. Сначала испытуемых поставили в неведение о целях опыта, а затем им преподнесли "истинные" цели опыта: проверка запоминания прерванных действий. Хотя мог быть и третий "слой" в этих опытах: выявление механизмов взаимодействия в схеме "начальник-подчиненный", "командир-солдат". Может в этом был основной смысл опытов?

Проявляется ли как-нибудь "эффект Зейгарник" при запоминании, когда в памяти сознательно фиксируются тексты, даты, формулы, телефонные номера? Ведь процесс запоминания - это самое настоящее действие, его можно разложить по пунктам гораздо точнее, чем сборку собаки из пластилина. Или на воспроизведение действий по запоминанию этот эффект не распространяется?

Эффект запоминания прерванного действия может применяться в воспитательных целях. Например, чтобы молодые солдаты научились кушать быстро, ложиться спать вовремя (прервать обед, разбудить ночью). Поэтому эффект Зейгарник я бы отнес не к психологии памяти, а к теме модификации поведения (воспитание, дрессировка). Прерывание действия может рассматриваться как отрицательное подкрепление для блокировки нежелательного поведения. Собственно любое подкрепление в методике модификации поведения основано на прерывании действия, так как подкрепление (отрицательное или положительное) должно даваться в момент осуществления действия (Скиннер).

Источник: сборник "Психология памяти", Москва, ЧеРо, 2000

Справка: Зейгарник Блюма Вульфовна (9 ноября 1900 - 24 февраля 1988) - психолог, доктор психологических наук, профессор психологического факультета МГУ, крупнейший специалист в области патопсихологии, лауреат Ломоносовской премии первой степени.

В.Козаренко

(c) Mnemonikon, 2002-2004
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.