Среда, 31.07.2002. Выпуск 6

КАК ПОНИМАЕТСЯ ТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Текстовая информация сопровождает человека всю жизнь. Читают все. Читают школьники, читают студенты, читают научные работники, читают просто домохозяйки. В этой статье мы постараемся разобраться в том, как человек понимает тексты.

По собственному опыту каждый знает, что если читаемый текст не понимается, то он и не запоминается. Существуют легкие и сложные для чтения книги, есть "интересные" книги и "неинтересные", "скучные".

В каком случае книга становится для человека скучной и неинтересной? Это происходит тогда, когда человек либо не понимает читаемый текст, либо информация в тексте не совпадает с информацией в голове человека. Второй вариант достоин более подробного рассмотрения и поэтому мы проанализируем его отдельно в следующих статьях. Сначала давайте разберемся, почему воспринимаемый текст не понимается человеком.

Прочитайте первый отрывок. Читайте медленно и наблюдайте за своим воображением.

"Старинные монеты принадлежат к числу наиболее часто встречающихся памятников прошлого. Сама природа монеты такова, что множество одинаковых экземпляров, выбитых из долговечного, стойкого материала, сразу же расходилось среди людей, постоянно меняя хозяев, переходя из рук в руки и повсюду сопровождая человека. До нашего времени сохранилась лишь ничтожная часть существовавшей некогда массы монет, но и она представляет величину довольно значительную. Только в музеях России хранится несколько миллионов старинных монет, а систематическая коллекция одного Эрмитажа составляет по приблизительному подсчету более трехсот тысяч различных монет, не считая сохраняемых в неразрозненном виде кладов, а также вторых, третьих и т.д. экземпляров, входящих во все коллекции древних монет".

Прочитайте еще один отрывок текста и снова внимательно наблюдайте за своим воображением.

"До сих пор мы исходили из предположения десятилетней давности, что сингулярность фазы может не иметь никакого отношения к механизму циркадианной ритмичности, а быть всего лишь следствием суммирования ритмов с разными случайными фазами в клеточной популяции. Возможно, это и справедливо в отношении нейрогуморальных часов высших позвоночных, но результаты экспериментов с насекомыми и растениями явно опровергают его. А это значит, что сингулярная аритмия обусловлена искажением "силы", "энергичности", или амплитуды колебаний, циркадианных часов. Следовательно, амплитуда часов так же, как и фаза, поддается подстройке".

Если у вас нет специального физико-биологического образования, то первый текст показался вам намного более понятным, чем второй. И если вы внимательно наблюдали за своим воображением, то вы уже можете самостоятельно сделать вывод о том, почему первый текст понимается, а второй - не очень.

Когда человек читает текст, слова, воспринимаемые глазами, попадают в речевой анализатор мозга, где они имеют связи со зрительными образами. Такие слова, как "монета", "экземпляр", "люди", "материал", "хозяин" стимулируют появление в воображении соответствующих зрительных образов. Человек видит, что "стоит" за этими словами. Когда вы читали первый отрывок про монеты, параллельно с чтением в вашем воображении возникали группы взаимосвязанных образов. У кого-то зрительные образы более яркие, у других - менее яркие. Но если вы поняли содержание первого отрывка, значит, зрительные образы возникали в вашем воображении.

При чтении второго отрывка в ваш мозг попали ранее незнакомые слова: "сингулярность", "фаза", "циркадианная ритмичность", "нейрогуморальные часы". Что происходит при восприятии таких слов? Либо образы вообще не возникают в воображении (связь слова со зрительным образом ранее установлена не была). Либо мозг начинает "метаться" от одного образа к другому, перебирая, например, различные образы, подходящие под слово "ритмичность". В результате чтения такого текста в воображении не генерируется "кино из образов" и мы не можем увидеть то, о чем идет речь.

Механизм автоматического преобразования текста (или речи) в комбинации зрительных образов называется воссоздающим воображением. Если воссоздающее воображение работает при чтении текста - человек понимает текст. Если воссоздающее воображение оказывается заблокированным (из-за ранее незнакомых слов), то человек не понимает читаемый текст.

Что же такое понимание? Понимание - это способность генерировать в воображении комбинации пространственно организованных зрительных образов. Понимать и видеть в своем воображении - это одно и то же.

Что обозначает слово "смысл"? В этом также легко разобраться. Ведь можно взять какое-нибудь предложение и изменить его разными способами. Можно изменить так, что смысл не изменится. Но другое изменение предложения приведет к изменению смысла.

Проделайте простой эксперимент. Прочитайте предложение и постарайтесь его понять, то есть увидеть в своем воображении то, о чем говорится.

На кровати лежит кошка.

Теперь переделаем предложение так, чтобы его смысл остался прежним.

Кошка лежит на кровати.

А теперь постараемся изменить смысл предложения.

Кошка лежит под кроватью.

На этих простых примерах видно, что в русском языке называется словом "смысл". Смысл - это пространственная организация образов в воображении. Когда мы изменили предложение "На кровати лежит кошка" на "Кошка лежит на кровати", то пространственная организация образов в воображении (смысл) не изменилась. Но при восприятии предложения "Кошка лежит под кроватью" наш мозг перемещает кошку под кровать, меняется пространственная организация образов, меняется смысл предложения.

Очень важно разобраться в словах "понимание" и "смысл", так как в психологической литературе они трактуются достаточно свободно и часто не соответствуют тому, что понимается под этими словами в мнемотехнике.

Дадим определения этим словам. Именно в этом контексте данные слова используются в системе запоминания "Джордано".

СМЫСЛ - это пространственная организация образов в воображении.

ПОНИМАНИЕ - это процесс создания в воображении пространственно организованной "картинки".

Текстовая информация понимается благодаря механизму воссоздающего воображения - рефлекторному преобразованию воспринимаемых сочетаний слов в комбинации зрительных образов.

Смысловые ассоциации (комбинации образов) активно применяются в мнемотехнике при запоминании математических и физических формул, при запоминании новой терминологии и понятий, при запоминании вопросов и ответов на них, при запоминании текстовой информации.

Понимание будет затруднено, когда внимание у человека "скачет" (мои мысли - мои скакуны). Тогда при чтении текста в воображение будут попадать ненужные, не относящие к тексту образы. В этот момент глаза будут продолжать бегать по строчкам, но понимание прекратится - воображение занято другими, случайными образами.

Отвлекать от процесса чтения могут другие источники речи. Так, песня на знакомом языке, воспринимаемая одновременно с текстом, будет мешать пониманию текста. Но песня на незнакомом языке - мешать не будет. Слова незнакомого языка не преобразуются в образы и не занимают ваше воображение.

Визуальное (образное) мышление очень хорошо тренируется. Регулярные упражнения на манипуляции зрительными образами в воображении ведут к улучшению понимания текстов и речи.

Чем ярче образы в воображении, тем труднее пробиться в сознание отвлекающим сигналам - автоматически тренируется помехоустойчивость.

В.Козаренко

(c) 2002, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.