Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

Йог Рамачарака

Сила памяти

Практическое руководство для развития и укрепления памяти и обретения ясности сознания

Перевод с английского, предисловие и комментарии Йога Раманантаты

Издательство "Айрис-Пресс", 2005

Память - самый ценный дар разума. В этой книге автор дает упражнения для развития и укрепления памяти, которые "отшлифовывались" несколькими поколениями мудрецов, практикующих йогу. Данное пособие принесет не только практическую пользу, но и развеет множество предрассудков в вопросах человеческого сознания.

На русском языке публикуется впервые.

ISBN 5-8112-1015-9

Содержание и фрагменты из книги

Глава первая. Предсознание

... Карпентер рассказывает об одном английском священнике, посетившем замок, в котором, насколько тот помнил, он никогда прежде не был. При приближении к воротам ему представилось, что он был здесь когда-то и видел, как ему казалось, не только ворота, но и ослов у арки, и людей возле неё. Сильно пораженный таким обстоятельством он несколько времени спустя обратился к своей матери, надеясь, что она сможет отчасти объяснить это приключение...

Глава вторая. Внимание и внимательность

...Люди большого интеллекта отличаются и развитой способностью внимания, между тем идиоты и глупцы обыкновенно лишены всякого внимания. Стало быть, память великих людей наполнена сильными интенсивными впечатлениями, вводимыми ими в область сознания при их ежедневных занятиях, тогда как человек с недостаточным вниманием обладает лишь незначительным запасом знания, постоянно ощущая недостаток в нем...

Глава третья. Получение впечатлений

...Некоторые евреи могут наизусть с любого места повторить весь Талмуд, который уже сам по себе целая библиотека. Лаланд написал рассказ, где говорится об одном индусе, не понимавшем ни слова по-английски; но когда ему прочли пятьдесят строк из мильтоновского "Потерянного рая", он повторил их с поразительной точностью, а затем проговорил их в обратном порядке. В былые времена при дороговизне книг люди исключительно зависели от своей памяти, и многие развивали невероятную память, что, однако, не считалось чем-то чудесным, но воспринималось как нечто совершенно обыденное: так и должно было, по тем понятиям, быть с каждым, кто берется что-либо изучать...

Глава четвертая. Зрительные впечатления и память

... Нам довелось как-то читать про одного купца, который подвергался насмешкам из-за того, что у него служил в приказчиках неученый человек. Купец был согласен, что его приказчик не умел толком писать, что ошибки в его речи заставили бы содрогнуться от ужаса любого школьного учителя грамматики, что он никогда не читал произведений известных авторов, но зато, говорил купец, он умел "видеть" вещи и закупал ежегодно ценного товара на тысячи долларов и, насколько известно, ни разу не ошибся, не пропустил попорченной вещи или подозрительного товара. Этот человек развил способность восприятия и применял её с пользою...

... Глаз, конечно же, сообщает мозгу каждый световой импульс, проникающий в него, и предполагают, что каждое воспринятое таким образом впечатление, как бы ни было оно слабо, все-таки остается. Но память удерживает только те, которые возбудили интерес или привлекли внимание. Мы можем, однако, так развить свои органы чувств, что впечатления станут восприниматься с ясностью и точностью, и разум тогда будет считать их ценными и заботливо спрячем их, дабы легче было их найти когда надо, вместо того чтобы сваливать в кучу, разыскать в которой их будет невозможно...

Глава пятая. Упражнения для восприятия зрительных впечатлений

... Следующий опыт заинтересует вас: положите на стол по крайне мере семь вещиц и покройте их платком. Снимите платок, сосчитайте до десяти, затем, опять закрыв вещи, попросите участвующих в этой игре как можно полнее описать на бумаге виденные предметы. Присутствующих можно подводить к столу поодиночке и давать им записывать впечатления в другом конце комнаты. Со временем число лежащих на столе предметов может быть доведено до пятнадцати...

... В одной деревне мы наблюдали игру, которая является прекрасным средством для развития наблюдательности. Она несколько отличается от указанных выше упражнений в том смысле, что предметы меняются и надо быстро сосредоточить на них внимание, чтобы получить ясное впечатление. Дело вот в чем: кто-нибудь должен встать за ширму или занавес и на одну секунду показать оттуда какой-нибудь предмет тем, кто стоит по другую сторону...

Глава шестая. Восприятие слухом и память

... Рассказывают, что две тысячи лет тому назад какой-то китайский император позавидовал своим усопшим предкам и величию истории своего народа. Он повелел уничтожить все религиозные, исторические и философские памятники минувшего, дабы в будущем все имело начало со времени его воцарения...

Такой же обычай сохранился и в Индии, где, хотя и имеются рукописи, написанные за две тысячи лет, существуют, однако, ученики, которые удерживают на память великие философские трактаты, сохранившиеся от времен, когда ещё письменность не была известна... ... Говорят, что многие современные индусы могут прочесть наизусть "Веды", включающие около миллиона слов. Нужны годы, чтобы запомнить такое количество слов, так как ежедневно выучиваются лишь несколько строчек, которые заставляют повторять много раз...

Глава седьмая. Упражнения в получении слуховых впечатлений

... При прохождении по улице старайтесь схватить и удержать на несколько мгновений отрывок разговора прохожих, услышанный вами. Вы будете удивлены количеству и разнообразию несогласованных между собою фраз, которые вы услышите и удержите в памяти после короткой практики. Всё это - последствие внимания и интереса. Конечно, это упражнение ценно только для практики, потому что улавливаемые фразы едва ли будут иметь значение сами по себе, разве только, если вы не чужды человеческих слабостей...

Глава восьмая. Ассоциация мыслей

... Многие выработанные системы мнемоники основаны на законе ассоциаций по смежности; но хотя эти системы и другие, основанные на законе ассоциаций по сходству, часто полезны для запоминания и вполне остроумны, все-таки они скоро оказываются затруднительными и, скорее, затемняют, чем развивают память... Не стараясь следовать таким системам, изучающему было бы однако полезно упражнять способность восприятия согласованных впечатлений, потому что гораздо легче припомнить впечатления, если они тесно связаны по смежности с другими впечатлениями...

Глава девятая. Вспоминать, припоминать и узнавать

... Словом "вспоминать" обозначается тот процесс, когда сохраняемые впечатления снова возвращаются в сознание без усилия воли, лишь по ассоциации, сходству и прочая. "Припоминать" же обозначает тот процесс, когда человек усилием воли старается вызывать сохраняемое впечатление. Вспоминать, на первый взгляд, явление чисто механическое, тогда как припоминать - действие волевое, сопровождаемое нередко громадным усилием...

Глава десятая. Общие принципы относительно впечатлений

... Трудность при припоминании какого-либо впечатлений преодолевается старанием оживить впечатление, полученное одновременно с первым, или же старанием припомнить какое-либо ассоциированное с ним понятие.

Пример применения этого принципа дает нам человек, который не в состоянии припомнить имени или фамилии. Несмотря на все старания, фамилия не попадает в область его сознания. Тогда он начинает перебирать азбуку, то и дело останавливаясь и задумываясь над каждой буквой. Случается часто, что мысль о первой букве фамилии приводит на память и самое фамилию...

Глава одиннадцатая. Система накопления знаний

... Пусть изучающий выберет для запоминания что-либо для себя интересное или что ему нравится. Любимая поэма при достаточной своей обширности - хороша. Для одних, например, хорошо подходит книга псалмов или сборник поговорок; для других же легче запоминать стихи Библии, чем стихотворения. Начинайте с одного библейского стиха или одной строфы поэмы, при условии, что она будет иметь не более 4-6 строк. Если она длиннее, разделите её на части, каждая из которых должна заключать указанное число строк. Заучите хорошенько отрывок, так чтобы вам можно было быстро его декламировать и понимать все его части. Учить следует не только звук, но и печатный вид его; его главные слова, их размещение и значение; словом, учите его, на первый день этого будет достаточно...

Глава двенадцатая. Система десяти вопросов

... Вопросы, касающиеся предмета

1. Его происхождение и суть.
2. Причины его происхождения.
3. Его история.
4. Его качества и характеристические черты.
5. Предметы, связанные с ним и относящиеся к нему.
6. Его употребление и применение.
7. Что он доказывает.
8. Его результаты и следствия.
9. Его конец и возможная будущность.
10. Ваше общее мнение о нем и причины этого мнения.

... Вы убедитесь, что эта система вопросов прояснит все ваши прежние впечатления относительно данного предмета, а также заставит вас классифицировать, привести в порядок, обсудить, рассмотреть и определить его различные свойства...

Глава тринадцатая. Память на числа, хронологию и цены

... Говоря постоянно о "Ватерлоо 1815", "Бородино 1812" или "Гастингсе 1066", вы неразрывно свяжете года этих битв с самими событиями, причем оба впечатления сольются. Понятно, необходимо частое повторение событий и соответственных годов для запечатления их в уме...

... Точно так же можно ассоциировать фамилии и имена: "Вашингтон и Джордж"; Наполеон и Бонапарт...

... Если бы учителя всегда говорили "Ватерлоо 1815", ученики никогда не забывали бы года битвы, пока помнили бы её название...

... Нам рассказывали об одном ученике, который помнил год избрания и год освобождения от должности каждого президента Соединенных Штатов лишь потому, что на лбу портрета каждого в своем учебнике он писал соответствующие числа; но мы такой способ не рекомендуем...

Глава четырнадцатая. Память на места

... Изучайте дорожные или обыкновенные карты и совершайте по ним воображаемые путешествия. Проследите направление рек он начала до устья. Делайте в воображении путешествия по железной дороге, отмечая свой путь по карте. Если вы дома, занимайтесь по какому-нибудь учебнику географии; если же вы выходите, замечайте предметы, направления, верстовые столбы и прочая...

Глава пятнадцатая. Память на лица

... Взгляните на первого встречного и заметьте, высок или низок у него лоб, узок или широк; каковы его брови, прямые или дугообразные и какого цвета; какой у него нос - орлиный, римский, греческий, курносый; мал ли его рот или велик; хорошо ли или плохи его зубы, велики или мелки они; есть ли у него борода или усы, длинные они или короткие и прочая...

Глава шестнадцатая. Память на фамилии и имена

... Самый же лучший метод - ещё раз повторим напоследок: это относиться с интересом к именам и фамилиям. Изучайте, анализируйте их - и впоследствии вы увидите, как возросший интерес повлечет за собой более ясное впечатление фамилий и, стало быть, более легкое припоминание их...

Глава семнадцатая. Искусственные системы запоминания

... Не отказывая в остроумии изобретателям и приверженцам этих систем, как будто чудом запоминавших массу разнообразных предметов, вы, ознакомившись подробнее с такими системами, все-таки вынесете неудовлетворительное о них заключение. Всякий, даже мало знакомый с основными принципами таких систем, может заучить по ним много, но результат в конце концов окажется плачевным, потому что эти системы, ввиду искусственности их, являются чем-то вроде "фокусов", как бы их ни восхваляли изобретатели и поборники. Главная их беда в том, что помогая лишь запомнить некоторые вещи, они сами по себе нисколько не укрепляют и не развивают память и как таковой, потому что, утомляя в конце концов ум, даже ослабляют и до того посредственную её способность...

... Некоторые современные защитники такой системы предлагают своим ученикам запомнить расположение предметов в каждой комнате своего дома и связать их с запоминаемыми предметами или лицами, а потом последовательно переходить умственно из одной комнаты в другую, припоминая, что в них находится в действительности и что связано для запоминания...

Азбука цифр Винкельмана

1 - BPW
2 - CR
3 - FV
4 - GJ
5 - L
6 - M
7 - N
8 - R
9 - SZ
0 - TD

... Один из наших знакомых, руководствуясь этой таблице, запомнил год битвы при Ватерлоо при помощи слов: "Bonaparte licked" (Бонапарт побит): первые буквы этих слов составляют 15 - год битвы ( B=1, L=5)...

... Другие изобретатели придумали множество остроумных сочетаний такой циферной азбуки, но нам такой принцип мнемоники представляется скорее интересным, чем полезным...

... Поляк Беньковский в 1840 году преподавал систему, где впервые вводились "взаимоотношение" и тому подобные теории, вошедшие и в большинство восхваляемых "современных" систем...

... В 1845 году американец Майлс распространял свою собственную систему, в которой среди иных способов предлагалось пользоваться изречениями, относящимися к запоминаемому событию...

... В 1848 году немец, доктор Коте, развил систему, впоследствии очень распространенную среди его последователей. Главная её особенность состояла в применении между словами связующих слов, которые не имели бы без них никакого отношения друг к другу...

... Около 1818 года Джон Сэмрок применил в Англии систему, основанную на гласных, входящих в названия первых девяти чисел, что пожалуй, интересно лишь для англичан, но не для всех остальных...

... В заключение можно сказать, что метод Симонида или "система мест" был первым в деле запоминания и живет и поныне. За ним пришла "фигурная азбука", пользующаяся, хотя и в сильно измененном виде, большим успехом и в настоящее время. Далее идет метод заучивания посредством слов с определенным числом букв, он хотя и легок, но скоро надоедает и довольно запутан. Наконец метод "соединяющий: - интересен, но для развития памяти непригоден. На все такие системы можно смотреть как на костыли, но отнюдь не как на средства для развития памяти и других, связанных с нею способностей...

Регрессия и реинкарнация

... Это как бы веревочная лестница Иакова, устремленная в небо, по которой мы мучительно взбираемся вверх. Правда, каждая перекладина её, едва только нога наша от неё отрывается, исчезает без следа. Внизу под нами - мрак и вся бездна Времени, а вверху - также темнота и мы не ведаем что ещё. И все же руки наши держатся за веревки, а ноги твердо стоят на перекладине, и мы знаем, что не падаем, но поднимаемся, равно как и то, что по природе вещей всякая лестница должна быть к чему-то прикреплена и должна вести куда-то...

7 мая 2005 года

 

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002-2005.
Адрес сайта: mnemonikon.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника