Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

М.Г.Ярошевский

История психологии

Издательство «Мысль», Москва, 1985 год

Книга представляет собой глубокое исследование истории психологии, охватывающее развитие этой науки от древних времен до наших дней. В ней прослеживается эволюция психологических знаний, анализируются отрасли психологии. В книге расширены разделы, освещающие историю отечественной психологической мысли в дореволюционный период, а также становление психологии советского периода.

Оглавление

Введение

Часть первая. Психология в недрах философии и естествознания

Глава 1. Зарождение психологической мысли в странах древнего востока

Глава 2. Античная психология

Общий очерк развития античной психологической мысли

Воззрения на природу психического

Материальный субстрат психических явлений

Психические процессы

Глава 3. Учение о душе в феодальном обществе

Развитие психологических идей в арабоязычной науке

Психологические идеи средневековой Европы

Роджер Бэкон. Номинализм

Глава 4. Психологическая мысль в период перехода от феодализма к капитализму

Психология в эпоху итальянского Возрождения

Эмпирическое направление психологии в Испании

Глава 5. Психологические учения 17 века

Природа психического

Учение о рефлексе

Сенсорно-ассоциативные процессы

Побудительные силы поведения

Психофизическая проблема

Глава 6. Господство эмпиризма и ассоцианизма в психологии 18 века

Ассоциативная психология

Психология способностей

Развитие учения о нервно-психических функциях

Материалистическая психология во Франции

Зарождение материалистического направления в русской психологии

Прогрессивные психологические концепции в США

Зарождение идеи о культурно-исторических законах духовной жизни людей

Итоги развития психологии в 18 веке

Глава 7. Психология в первой половине 19 века

Рефлекторное учение

Учение об органах чувств

Учение о головном мозге

Ассоциативная психология

Часть вторая Развитие психологии как самостоятельной науки

Глава 8. Философские учения о психической деятельности в середине 19 века. Создание диалектико-материалистических основ психологии

Позитивизм

Иррационализм и волюнтаризм

Вульгарный материализм

Материалистическое учение русских революционных демократов

Диалектико-материалистическое учение о психике и сознании

Глава 9. Естественнонаучные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку

Физико-химическая школа в физиологии

Дарвинизм

Учение о рефлексе

Психофизиология органов чувств

Психофизика

Исследование времени реакции

Ассоциативная психология в середине 19 века

Глава 10. Программы построения психологии как опытной науки

Психология как наука о непосредственном опыте

Психология как учение об интенциональных актах сознания

Психология как учение о совершении психических деятельностей

Глава 11. Развитие отраслей психологии в конце 19 - начале 20 веков

Экспериментальная психология

Дифференциальная психология

Детская и педагогическая психология

Зоопсихология

Социальная и культурно-историческая психология

Психотехника

Глава 12. Школы психологии

Структурная школа Э.Титченера

Вюрцбургская школа

Функционализм в американской психологии

Бихевиоризм

Гештальт-психология

Фрейдизм

Глава 13. Психология в капиталистических странах в 30-40-х годах 20 века

Эволюция бихевиоризма

Неофрейдизм

Теория «поля» Курта Левина

Учение Пиаже о развитии интеллекта

Глава 14. Советская психология

Русская психологическая мысль в предреволюционный период

Становление советской психологии

Отрасли советской психологической науки

Вместо заключения

Исторически путь психологии и логика ее развития

Литература

Указатель имен

Для чего листать летопись былых знаний? Какую пользу извлечет из этого тот, кого интересует сокровенная природа психических явлений - самых сложных из известных нам во Вселенной? Ведь то, что достоверно о них известно, наука сохраняет в силу своей бережливости. Проходят времена и люди, а научные истины остаются. На законе Архимеда или открытии Гарвея лежит печать: «Хранить вечно». В Лете тонут лишь ошибки, иллюзии, заблуждения. Знание же, испытанное на прочность трудным опытом многих поколений, входит в состав науки наших дней. Если мы пожелаем, например, познакомиться с основным законом психофизики - законом Вебера - Фехнера, то нет нужды искать старые немецкие книги, где он был впервые изложен. Достаточно открыть современный учебник.

Сторонники такого мнения рассматривают науку только под одним углом зрения. Они не замечают в ней ничего, кроме готового, застывшего знания, оставляют без внимания вопрос о производстве этого знания, о силах, его породивших. При обращении к этому вопросу возникает потребность в мышлении «второго порядка» - иначе говоря, потребность сделать саму однажды возникшую мысль о предмете (например, о каком-либо психическом явлении) объектом специального изучения…

 

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002-2020
Адрес сайта: https://mnemonikon.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника