Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Источник: http://washingtontimes.com/metro/20031001-101117-6490r.htm

 

By Jen Waters
THE WASHINGTON TIMES

Делаем снимок
хорошей памяти

«Многие люди отдали бы что угодно, чтобы научиться делать мысленные снимки жизни, которые можно вспомнить в любое время. Но природа и суть фотографической памяти неправильно толкуется в настоящее время, - говорит автор книги «Интеллектуальная память» доктор Barry Gordon, профессор неврологии и когнитивной психологии медицинского центра Джона Хопкинса, Балтимор».

«Это недоразумение, - говорит он. - Немного преувеличены слухи о людях, якобы обладающих этой способностью, и помнящих точно абсолютно всё».

Многие люди обладают отличной памятью, особенно в специальных областях знаний. Но общепринятое представление о фотографической памяти – обман. Хотя некоторые и могут иметь лучшую память, чем другие, их отчеты о воспоминаниях обычно содержат ошибки. К тому же, эксперты не могут сказать точно, как работает память человека, но большинство из них полагают, что эта способность может быть улучшена практикой.

«Даже люди с выдающейся памятью обычно хорошо запоминают только в одной специальной области, - говорит доктор Gordon . – Они могут помнить все ранее прочитанное, но одновременно не могут узнать жену приятеля».

«Наиболее известный случай фотографической памяти, о котором чаще всего пишут, память С.Шерешевского, описанная русским нейропсихологом А.Р.Лурия в его книге «Маленькая книжка о большой памяти», - говорит доктор Kimford Meador, профессор и председатель отделения неврологии в госпитале при университете в Джорджтаун.

В своей книге, впервые опубликованной в 1968 года, А.Р.Лурия рассказывает историю жизни человека, которого называет «Ш», и которого он изучал в течение десятилетия. Люди с такими способностями к запоминанию никогда ранее не изучались. А.Р.Лурия задокументировал способность Ш. сохранять в памяти большие объемы информации с помощью зрительных образов.

Но хотя Ш. и имел замечательную память, он испытывал трудности в повседневной жизни. Доктор Meador говорит, что этот человек, в конце концов, закончил свою жизнь в качестве водителя такси в Москве. Искусство, которое могло быть полезным в разных фокусах и демонстрациях, не помогло Ш. добиться успеха в жизни.

Известно, что иногда лучший способ помочь своему мозгу – это забыть несущественную информацию или плохие воспоминания. Если бы человек помнил каждую деталь каждого прожитого дня, вероятно, этого было бы достаточно, чтобы свести человека с ума.

«Можно было бы подумать, что кто-то с такой фантастической памятью мог бы пойти далеко в жизни, но это не так, - говорит доктор Meador . - Казалось, он был подавлен воспоминаниями, которые роились в его голове».

«Эйдетические представления, в которых люди могут сохранять точную картину непродолжительное время, часто путают с понятием фотографической памяти, - говорит Alan Searleman, профессор психологии Университета св. Лоренца в Кантоне. - Образы созданные эйдетической памятью сильно отличаются от обычных зрительных воспоминаний, которые не аналогичны послеобразам. Они также не похожи на зрительные образы, которые большинство людей могут создать по своему желанию. И эйдетические образы не могут быть восстановлены после того, как они угасли.

Например, если эйдетик посмотрит на картинку в течение тридцати секунд, и затем картинку уберут, он может вспомнить картинку так, как будто она находится перед ним, с незначительными ошибками. Это изображение обычно держится только около минуты или двух, после того как оригинал закроют от глаз. Это способность наиболее распространена среди детей в возрасте пяти-шести лет.

Они могут по памяти подсчитать травинки или листья на деревьях, - говорит он. - Есть люди, которые сохраняют эту детскую способность. Но это очень редкое явление среди взрослых».

«Эксперты предполагают, что дети теряют способность к эйдетическому видению по причине того, что они становятся старше и учатся усваивать информацию другими, лучшими способами, - говорит Alan Searleman . - Поскольку человек не должен обрабатывать то, что рассматривается с эйдетическими образами, это, по существу, неэффективный путь запоминания деталей».

«Умственно отсталые люди обладают эйдетической памятью намного чаще, чем вы можете предположить, - говорит господин Alan Searleman . - Если вы умственно отсталый, у вас нет возможности пользоваться более сложными способами кодирования информации, основанными на мышлении».

«Несмотря на то, что эйдетические представления практически не изучены, общая память человека может быть улучшена тренировкой», - говорит Brad Davis, руководитель обучающей системы «Mercury» в Circle Pines, Minn. Он создал компьютерные игры «Memory Magic», основанные на обучающей методике Makoto Shichida, японского специалиста по детской психологии.

Даже если игры не дадут кому-то возможности запоминать каждый день жизнь, господин Davis надеется, они улучшат общую способность человека запоминать нужные события.

«Греки использовали образные метафоры для запоминания большого количества информации, - говорит господин Davis. - Поэтому они могли выступать перед публикой по два, и даже по три часа. Они использовали образную память, чтобы вспомнить следующую часть их устного выступления».

«Многие гении видели в воображении великие изобретения до того, как они были созданы, - говорит господин Davis . - Например, Леонардо да Винчи видел мысленные образы вертолета и только после этого закончил его чертежи».

«Он срисовывал их у гения, который был внутри него, - говорит Davis . - У каждого из нас есть потенциал быть гением».

«Гиппокамп – часть мозга, позволяющая человеку складывать в единое целое фрагменты информации, кажется, играет организующую роль в человеческой памяти, - говорит доктор Marsel Mesulam, профессор неврологии и психиатрии в Северо-западном университете, Чикаго. - Эта часть мозга работает подобно загрузочному сектору на диске компьютера. Если компьютер поврежден, информация все ещё может быть на диске, но доступа к ней нет. Кроме этого общего понимания памяти, в остальном эксперты не уверены, как она работает».

«Мы только начинаем «скрести поверхность», чтобы узнать, как запоминает мозг, - говорит доктор Marsel Mesulam , - но «фотографическая память» - это неправильное словосочетание для описания памяти мозга».

Перевод с англ. В.Козаренко

Дата размещения материала на сайте 7 ноября 2006 года

 

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002-2006.
Адрес сайта: mnemonikon.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника