Пятница, 04.09.2009. Выпуск 113

Мнемотехника и понимание

О чем говорят на форуме

AND1

Некоторые источники утверждают, что применение мнемотехники может привести к деградации логического аппарата человека. Например, вот что об этом говорится в известной энциклопедии «ВикипедиЯ».

«Во многих случаях мнемоника может даже оказать прямой вред, так как подменяет осмысленное (логическое) запоминание механическим заучиванием».

Что вы думаете по поводу данных утверждений?

Mnemonik

Это как раз тот случай, когда все перевернули с ног на голову. Механическое заучивание применяет тот, кто не использует мнемонику. Например, бездумное зазубривание определения, формулировок, как стихотворение, без понимания смысла.

Мнемоническое запоминание подразумевает глубокое понимание запоминаемого материала. Те же формулировки в мнемонике запоминаются не дословно, а по смыслу. Нужно создать в голове образную модель, иллюстрирующую понятие, и именно её запомнить. А воспроизведение формулировки допускается своими словами, главное чтобы смысл был правильным.

aLLoiD

Мнемотехника построена на использовании визуального мышления, а точнее на языке, на котором наш мозг воспринимает информацию, и требует полноценного использования внимания, мышления, памяти, представления, ощущения. Проще говоря, позволяет полностью использовать все возможности нашего мозга, это не только не пойдёт во вред, а будет способствовать развитию этих навыков, и мышления в том числе. Другой вопрос, если её использовать не правильно, читал про некоторые побочные эффекты, но тут проблемы заключалась в неумении управлять некоторыми процессами (к примеру, прослушивание музыки в голове). Важно использовать мнемотехнику правильно.

Что касается Википедии, статьи Википедии не проверяются экспертами, каждый может исправить статью, или написать что-либо в ней, но это не гарантирует правдивости изложенного.

Monte-kristo

Если я закодировал в образ число 24 (ДиЧь), то я понял ЕГО? Или слово «бифуркация», закодировал и понял? Надо же ещё и анализировать понятие на нравственно-логической основе.

Неокортекс

Мнемотехника — способ записи в память посредством образов. Один и тот же текст можно почитать на мониторе, на бумаге или на заборе. Глупо требовать понимания от «способа записи», вы же от бумаги с типографской краской («физической» части текста) понимания не требуете? Требуйте понимания от своей культуры (как суммы знаний), от культуры автора текста (не нравится — не читайте). Можно так: а+в=в+а. А можно так: от перемены мест ... «Физическая» часть — разная, «культурная» (смысл, понимание) — одинаковая, или почти одинаковая. Первый вариант, на мой взгляд, «культурнее».

Trututu

Хм, если только словесная (мнемотехника), возможно, может привести к деградации логического мышления, ведь она навязывает соединение понятий по несущественным признакам, в результате тот, кто ее использует, со временем начнет путать между собой существенное и несущественное. А вот визуальная мнемоника — вряд ли, ведь здесь просто соединяются картинки в воображении и все. Но и у визуальной техники есть недостаток: привыкнув думать только картинками, можно позабыть все слова и разучиться говорить.

Mnemonik

В слово «понимание» вкладывается разный смысл. Обычно под «пониманием» подразумевают уяснение смысла текста, понятия.

В мнемотехнике мы рассматриваем понимание в общем смысле, как процесс преобразования элементов текста или речи в образы или комбинации образов.

Понимание слова или числа («хлеб» или 25 (топор)) отличается от понимания формулировки только тем, что в первом случае у нас один образ, а во втором — комбинация образов.

«Солнечная система» — мы представляем её в виде комбинации нескольких образов, и по этой картинки можем дать словесное определение, описание. Чем точнее образная модель в нашей голове, тем более точную словесную формулировку мы можем дать понятию «Солнечная система». На образной модели можно записать (запомнить) дополнительную информацию. На центральном образе «Солнце» мы можем записать (в образах) названия планет, порядок их следования, числовые характеристики (период обращения и расстояние до Солнца).

Понимание простого слова «камень» отличается от понимания понятия «вселенная», только сложностью образной модели в голове.

Если человек читает текст, и в его воображении при этом не возникают никакие образы — человек не понимает текст. Механизм понимания закреплен в устойчивых словосочетаниях языка: я не ВИЖУ смысла в ваших словах, смотрит в книги и ВИДИТ фигу, ПРЕДСТАВЬТЕ себе...

Как-то странно вообще обсуждать механизм понимания, потому что он ОЧЕВИДЕН. Спросите любого ребенка, как он понимает слово «машина». Он ответит вам, что он просто видит машину у себя в голове. Он не будет давать вам словесную формулировку: машина — это средство передвижения, с четырьмя колесами, с рулем, с двигателем под капотом... Он ПРОСТО ПОНИМАЕТ, просто видит, как и все нормальные люди.

Другой вопрос — правильно ли человек понимает? Спросим у того же ребенка, как он понимает понятия «круг» и «окружность». Он снова скажет, что просто видит их у себя в воображении. Чтобы узнать, правильно ли ребенок понимает эти понятия, нам нужно как-то достать картинку из его головы, увидеть её. Мы можем попросить указать на круг и окружность на иллюстрациях. Мы можем попросить ребенка дать словесное описание картинки, которую он подставляет в своей голове под слово «окружность».

ФОРУМ «Всё о памяти и способах запоминания».

СИСТЕМА ОБРАЗНЫХ КОДОВ НА ФОТОКАРТОЧКАХ

Доступны для скачивания образные коды:

— двузначные числа 00-99;
— трехзначные числа 000-099, 100-199, 200-299.

Два варианта карточек. Для просмотра на экране и двухсторонние карточки для вывода на цветном струйном принтере.

(c) Mnemonikon, 2002-2009
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.