Суббота, 18.09.2004. Выпуск 68

ОТКРЫТЫЙ УРОК

И снова сентябрь наступил. И снова все задумались об учебе и о том, как сделать процесс обучения приятным и эффективным занятием. Можно ли учиться без мнемотехники? Конечно, можно. Большинство так и учатся. Но с мнемотехникой оно как-то приятнее будет...

Количество подписчиков на рассылку "Всё о памяти и способах запоминания" постоянно увеличивается. И этот выпуск для тех, кто недавно обнаружил в Сети сайт Mnemonikon, кто недавно подписался на рассылку. Для тех, кто ещё думает, что мнемотехника это "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны" и не совсем понимает, что это такое - "мнемотехника" - и с чем её едят.

Большинство людей думают, что память - это способность повторить только что услышанную фразу. Кстати, так думают и психологи, которые под тестированием кратковременной памяти подразумевают способность повторить услышанный ряд цифр (тест Джекобса). Но "повторить", это не значит "запомнить". Конечно, это похоже на память. Мы ведь помним цифры несколько секунд. Но слишком уж разные механизмы речевой эхо-памяти и Памяти (с большой буквы). И очень разные возможности Памяти и речевой эхо-памяти, способной - как попугай - повторить услышанную фразу.

Но далеко не все услышанное способна повторить наша речевая кратковременная память. Если фраза будет короткой, и будет состоять из знакомых слов, тогда мы легко можем её воспроизвести. Например, фразу "Сегодня на улице плохая погода, поэтому все люди с зонтиками" очень легко повторить.

Но если фраза будет длинной или фраз будет много, то речевая эхо-память не справляется. Если же фраза будет состоять из ряда цифр или из слов незнакомого языка, то повторить её будет практически невозможно.

Тем не менее, большинство людей пользуется исключительно этой функцией своего мозга - большой инертностью слухоречевого анализатора (около 4 секунд) - думая, что это и есть память.

Вот как, к примеру, человек "запоминает" телефонный номер. Услышал "Двести сорок семь тридцать два пятьдесят четыре" и повторяет мысленно или вслух несколько раз, пока ищется ручка и блокнот. Проговорил номер, и он крутится в голове некоторое время, медленно затухай. Чтобы не забыть, нужно снова проговорить.

Так можно крутить фразу в голове бесконечно долго, было бы время и желание. Специалисты говорят - я не проверял - что если проговорить фразу 100 раз, то она - короткая фраза - наконец запомнится, и её можно будет вспомнить даже на следующий день.

Самое грустное во всем этом то, что школьники и студенты в процессе обучения привыкли пользоваться именно этим видом "памяти", эффективность которого очевидна. И многие не подозревают о том, что память - это на самом деле что-то совершенно отличное от привычной речевой эхо-памяти.

Мнемотехника использует механизмы памяти мозга, именно поэтому она столь эффективна. Прежде чем мы перейдем к ознакомительному уроку мнемотехники, давайте уясним, в чем заключается смысл запоминания.

Любая информация состоит из комбинаций простейших элементов. Количество простейших информационных элементов ограничено, а вот количество их комбинаций - практически безгранично. Когда мы запоминаем телефонный номер, мы ведь запоминаем не цифры - зачем нам их запоминать, мы и так хорошо их помним - от 0 до 9!

Когда мы запоминаем телефонный номер, мы запоминаем последовательность разных чисел. Именно разные комбинации уже знакомых цифр и составляют то, что мы называем "информация". Если изменить комбинацию, получится новая информация. Следовательно, основной смысл запоминания заключается в сознательной фиксации в мозге комбинаций простейших информационных элементов.

127-34-15
115-27-34
134-15-27

Разная информация строится из одинаковых элементов: 1, 27, 34, 15.

Можно зафиксировать последовательность цифр в мозге в виде фразы, используя инертность речевого анализатора. Однако мнемотехника не использует этот способ запоминания из-за его очевидной низкой эффективности. Мнемотехника использует прямую запись связей в мозг. Оказывается - и это известно уже более 2000 лет - процесс фиксации связей в мозге можно полностью контролировать.

Но есть маленькое "но". Чтобы получить возможность осуществлять прямую запись связей в мозг, необходимо научиться преобразовывать элементы информации в зрительные образы. Почему в зрительные образы? Потому что именно зрительные образы любой человек может легко соединить в воображении сознательно. Соединили два образа - сознательно образовали связь, реализовали основной смысл запоминания - запоминание связей между элементами информации. Вот так всё просто.

Перейдет к ознакомительному уроку.

Мнемотехника легко позволяет запоминать длинные последовательности слов и чисел. Однако это хоть и впечатляет, но вызывает вопросы типа "Зачем это нужно?". Чтобы у вас не возникало подобных вопросов, рассмотрим механику запоминания на примере нужной информации. Проанализируем технику запоминания фамилий, имен, телефонов и адресов.

Задание. Запомнить информацию:

Мартенсон Михаил Семенович
Телефон: 470-26-47
Адрес: ул. Веерная, дом 87, квартира 224

Смысл запоминания заключается в том, чтобы связать в одно целое разные элементы информации. Чтобы по любому элементу мы могли вспомнить всё информацию целиком.

Первое. Разделим информацию на простейшие элементы.

МАР --- ТЕН --- СОН --- Михаил --- Семенович --- 470 --- 26 --- 47 --- ВЕЕРНАЯ --- 87 --- 224

Всего получилось 11 элементов, для их соединения нужно создать 10 связей. По нормативам системы запоминания "Джордано" для создания одной связи должно быть достаточно 6-ти секунд времени (разумеется, после прохождения курса обучения).

Второе. Каждый элемент превращаем в зрительный образ.

МАР - МАРка
ТЕН - ТЕНт
СОН - кровать
Михаил - медведь
Семенович - семечки
470 - ЧеСНок
(по первым согласным буквам легко читаются цифры: Ч - Четыре, С - Семь, Н - Ноль)
26 - ДуШ
47 - ЧаСы
Веерная - веер
87 - ВеСы
224 - ДуДоЧка

Третье. Осуществляется собственно сам процесс запоминания - фиксация в мозге последовательности связей между элементами одной информации.

При создании связей соединяйте образы в воображении парами. Всегда нужно видеть только два соединяемых образа, достаточно крупно.

Первая связь. Марку протыкает тент (на четырех трубках натянута простынь - укрытие от солнца).
Вторая связь. Под тентом стоит кровать.
Представьте снова марку и выделите в ней две части: верхний левый уголок, правая сторона с перфорацией.
Третья связь. На уголке марки сидит медведь.
Четвертая связь. В рваные края перфорации вставлены семена.
Представьте тент и выделите в нём три части: верх простыни, отверстие в трубке, середина трубки.
Пятая связь. На простыне ЧеСНок.
Шестая связь. В отверстии трубки ДуШ.
Седьмая связь. На середине трубки - ЧаСы.
Представьте кровать и выделите в ней три части: спинка, подушка, одеяло.
Восьмая связь. На спинке кровати - веер.
Девятая связь. На подушке - ВеСы.
Десятая связь. В одеяло воткнули ДуДоЧку.

Для запоминания очень важно не проговаривать связь - "на подушке стоят весы", а именно УВИДЕТЬ два связанных образа в воображении. Увидеть как можно четче и ярче.

Первый образ этой сложной ассоциации зафиксируйте (мысленно) на дисплее своего сотового телефона. Создайте связь: на дисплее наклеена марка. (Ассоциация - это группа взаимосвязанных образов, обозначающих элементы информации.)

Информация не вспоминается, она ЧИТАЕТСЯ из воображения, как со страницы книги, только записана она в мозге не словами, а картинками. Записана точно так же, как информация о расположении мебели в вашей квартире.

При воспроизведении информации старайтесь удерживать в воображении только один образ, после этого ждите появления следующего, который вы ранее туда привязали.

Вспоминаем.

Марка. Рассматриваем её. Появляется тент. Оставляем в воображении тент, рассматриваем его, мозг генерирует образ кровати. По этим картинкам легко читается фамилия - главный элемент информации - Мартенсон.

Возвращаемся к марке и рассматриваем её части. На углу видим медведя (Михаил), с правой стороны - семечки (Семенович).

Вновь фиксируем в воображении образ "тент" и рассматриваем его части: на простыне видим ЧеСНок - это число 470, верх трубки - ДуШ (Два, Шесть), середина трубки - ЧаСы (Четыре, Семь). На тенте записан телефонный номер 470-26-47.

Выводим в воображение образ кровати и рассматриваем её части. На спинке - веер (ул. Веерная), на подушке - ВеСы (87), на одеяле - ДуДоЧка (224). Это адрес: ул. Веерная, дом 87, квартира 224.

Для закрепления связей в мозге вам необходимо иногда мысленно просматривать созданные связи, особенно в течение первых трех дней после первичного запоминания.

И не пытайтесь пользоваться для запоминания инертностью речевого анализатора. Переходите на прямое запоминание с помощью визуального (образного) мышления.

Мнемоническое запоминание совсем не похоже на привычное запоминание. Мнемоническое запоминание - абсолютно точное. Мнемотехника - это не тренировка памяти. Это техника внутреннего письма. Информация не запоминается, она записывается в мозг в виде комбинаций простых зрительных образов.

Все, буквально все, кто знакомится с приемами мнемотехники, очень огорчаются тому, что их этому не обучали в школе, институте, академии... Ведь всё что там преподавали, могло остаться в памяти. Навсегда.

В.Козаренко

(c) Mnemonikon, 2002-2004
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.