Понедельник, 12.07.2004. Выпуск 67

КАК ЗАПОМНИТЬ ГАРМОНИЧЕСКУЮ СЕТКУ

Мнемотехника - это искусство импровизации. Это конструктор. Это набор приемов, правил и ограничений. Обучение мнемотехнике основано на системе запретов. Нельзя соединять образные коды, основы ассоциаций не должны повторяться, опорные образы не должны повторяться, нельзя создавать длинные цепочки связей... Усвоив систему запретов, учащийся может, следуя правилам, комбинировать приемы запоминания, настраивая мнемотехнику на разные виды информации.

Обучение мнемотехнике - это не только формирование навыка запоминания. Навык запоминания нужен. Но, по большому счету, какая разница, будете ли вы запоминать один образ за 3 секунды или за 10 секунд? Кто вас подгоняет, когда вы сидите дома за своим письменным столом?

Не менее важно в процессе изучения мнемотехники научиться конструировать техники запоминания. В учебных заданиях дается много примеров запоминания разных видов информации. Но информация настолько разнообразна, что невозможно дать примеры на все случаи жизни.

К сожалению, в ближайшее время не приходится ожидать того, что преподаватели - специалисты по своим учебным дисциплинам - будут делать мнемонические переложения учебников для своих учеников. Поэтому мнемонист должен уметь самостоятельно создавать техники запоминания для любой информации. И это одна из главных задач в курсе обучения мнемотехнике - научить человека применять мнемотехнику импровизационно.

Процесс создания техники запоминания напоминает решение задачи. С одной стороны, у вас есть информация, которую необходимо записать в свой мозг. С другой - у вас имеется набор приемов запоминания, из которых нужно составить наиболее рациональную технику запоминания именно этого вида информации. Следует учитывать и цель запоминания: только сдать экзамены - кратковременное запоминание, или же вы собираетесь пользоваться информацией каждый день - запоминание иностранных слов, запоминание паролей почтовый серверов, запоминание фамилий, имен и отчеств сотрудников и пр.

Итак, создание техники запоминания следует рассматривать как задачу. Рассмотрим одну из задачек по мнемотехнике и пример её решения.

Задача. Сконструировать технику запоминания гармонической сетки мажорного блюза.

Решение.

1. Сетка состоит из набора септаккордов. Поэтому сразу упрощаем информацию, и число 7 внизу буквенного обозначения аккорда запоминать не будем.

C / F / C / C
F / F / C / A
Dm / G / C / G

2. Воспользуемся тем, что аккорды могут быть заменены цифровыми обозначениями ступеней лада. К тому же в цифровом виде гармоническая сетка намного удобнее, вы легко сможете играть мажорный блюз в любой тональности.

Гармоническая сетка в цифровом обозначении будет выглядеть так.

1 / 4 / 1 / 1
4 / 4 / 1 / 6
2 / 5 / 1 / 5

3. Запоминать каждую отдельную цифру - нерационально (запрещено). Числовая информация запоминается в виде комбинаций двузначных и трехзначных чисел. Поэтому сгруппируем цифры в двузначные числа.

14 - 11 - 44 - 16 - 25 - 15

4. Числа нужно запоминать изолированно, как элементы ассоциации (запрещается соединять образные коды). Для этого нам нужно придумать основу ассоциации, на частях которой мы сможем зафиксировать образные коды чисел. Основу ассоциации следует подобрать по названию гармонической сетки (главный элемент информации). А называется она "Мажорный блюз".

Логично преобразовать в образ слово "мажорный", так как слово "блюз" может повторяться в названиях других видов блюзов (запрещается использовать в качестве основ ассоциаций часто повторяющиеся элементы).

Используя прием символизации, обозначим слово "мажорный" (радостный, веселый) зрительным образом "надувной шарик".

5. В основе ассоциации следует выделить нужное количество частей. Нам потребуется 6 частей-образов для фиксации шести образных кодов чисел.

Надувной шарик - верх шарика, внутри шарика, шарик снаружи, место закрутки шарика, веревочка, кончик веревочки.

6. Соединяем разные элементы информации в одну ассоциацию - процесс записи информации в мозг (информация для мозга - это связи). Для этого последовательно соединяем в воображении пары образов:

верх шарика + жучок (14 --- C/F)
внутри шарика + гагарин (11 --- C/C)
снаружи шарика + чучело (44 --- F/F)
место закрутки шарика + гуашь (16 --- C/A)
веревочка + топор (25 --- Dm/G)
кончик веревочки + губы (15 --- C/G)

7. Основу ассоциации (надувной шарик) следует зафиксировать на опорном образе в вашей системе опорных образов, где вы сохраняете гармонические сетки джазовых стандартов.

----------------------------------------------------

Известна так называемая "память рук". Когда руки играют сами. Но эта память очень недолговечна. Если вы не будете играть музыкальное произведение длительное время, ваши руки забудут его.

А студентам музыкальных учебных заведений часто приходится не только играть музыкальные произведения, но и писать контрольные работы по музыке, выписывать гармонические сетки на бумагу из памяти. Вот тут то и может пригодиться мнемотехника, которая по эффективности вполне может конкурировать с бумажными шпаргалками.

----------------------------------------------------


И анекдот на закуску

Объявление в приемной комиссии вуза: "Во время экзамена запрещается пользоваться шпаргалками и мнемотехникой. Слишком точное припоминание будет расцениваться как списывание".

В.Козаренко

(c) Mnemonikon, 2002-2004
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.