Пятница, 31.01.2003. Выпуск 33

ОРГАНАЙЗЕР В ГОЛОВЕ (3)

Эта рассылка продолжает тему запоминания информации, которую обычно все записывают в электронные органайзеры. Если вы получили рассылку в первый раз, то познакомиться с предыдущими статьями вы можете на сайте http://mnemotexnika.narod.ru Тема сегодняшней рассылки - тематическое запоминание телефонных номеров.

ЗАПОМИНАНИЕ ТЕЛЕФОННЫХ НОМЕРОВ ПО ТЕМАМ

Как вы уже поняли, любые телефонные номера запоминаются однотипно, по общей схеме. Техника запоминания очень простая и легко осваивается даже детьми. Достаточно лишь выучить образные коды - образы-заменители двузначных чисел.

"Хозяин" телефонного номера обозначается зрительным образом. В этом образе последовательно выделяется необходимое количество частей-подобразов. К каждой части образа-хозяина привязываются образы, обозначающие числа. Так как образы, обозначающие числа, всегда одинаковые и очень хорошо заучены заранее, то такая "картинка", воспроизводимая вашим мозгом при припоминании, читается легко, как и телефонный номер, записанный ручкой на бумаге.

Пример. Телефон дворника - 723-26-74.

Телефонный номер содержит всего четыре элемента, которые необходимо соединить вместе. В этом и заключается основной смысл запоминания (во всяком случае, для вашего мозга).

Дворник (основа ассоциации) --- 723 --- 26 --- 74 (три элемента ассоциации)

Главный образ (основа ассоциации) - это образ "Метла", которым можно обозначить дворника (прием символизации). Выделите в этом образе три части (ровно столько, сколько нужно для запоминания оставшихся трех элементов телефонного номера): ветки, веревка, ручка. Части образы всегда выделяются в одном направлении. Сверху вниз или слева направо. Как мы обычно пишем и читаем.

Теперь осталось образовать в воображении связи между частями образа "Метла" и образами, обозначающими числа:

ветки + СТаКан (723)
веревка + ДуШ (26)
ручка + СаЧок (74)

Для тех, кто получил рассылку в первый раз, напоминаю, что на двузначные и трехзначные числа есть готовые образы-заменители. Их можно найти в справочнике образных кодов на сайте этой рассылки.

Получившуюся картинку можно и нужно крутить в своем воображении, рассматривать с разных сторон, приближая и удаляя разные её части. Старайтесь представлять образы так, как будто вы действительно раньше видели такое сочетание образов: метла и стакан, душ, сачок на разных её частях.

Кому такой способ запоминания кажется необычным, понаблюдайте за своим воображением, и подумайте, а как вы вспоминаете фразу: "На блюдце стоит чашка с чаем". Чем отличается процесс запоминания и припоминания этой фразы от рассмотренного выше способа запоминания телефонного номера? Ничем! Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга.

Итак, тематическое запоминание. Так как любые телефонные номера всегда запоминаются одинаково, то проблема организации телефонных номеров в памяти сводится к созданию в мозге соответствующей системы вспомогательных образов (опорных образов).

Для тематического запоминания телефонных номеров вам необходимо заранее запомнить последовательность вспомогательных образов, организованных по нужным вам темам. К этим образам вы будете привязывать нужные телефонные номера, предварительно закодированные в ассоциации - комбинации нескольких образов.

Для иллюстрации создадим совсем маленькую систему вспомогательных образов, в которых подготовим "полочки" для запоминания информации по четырем темам:

- рабочие телефоны;
- друзья;
- родственники;
- интернет.

В мнемотехнике (система запоминания "Джордано") существует понятие "Блок опорных образов". Это группа образов (как правило 125 конечных образов), собранных на одном образе. Блок опорных образов организован в памяти по принципу дерева.

Для формирования блоков опорных образов можно использовать любые произвольные образы.

Представьте образ "Газовая плита". Это будет первый образ блока. В образе "Газовая плита" выделите четыре части: конфорка, регулятор, духовка, ножки. Это образы второго уровня.

Газовая плита

конфорка --- регулятор --- духовка --- ножки

Теперь запомните короткие последовательности произвольных образов:

бокал - портфель - мышка - сотовый телефон - тетрадка
записная книжка - вилка - зажигалка - карты - кнопка
куст - удлинитель - диск - руль - штанга
орел - пенал - отвертка - мяч - скалка

Чтобы запомнить последовательности образов, нужно соединить в воображении образы парами приёмом "Матрешка"(если система опорных образов трехуровневая, при четырехуровневой системе эти же образы следует запоминать приемом "Цепочка"): бокал + портфель (на ножке бокала - портфель), портфель + мышка (из замка портфеля торчит голова мыши), мышка + сотовый телефон (на хвостике - телефон), сотовый телефон + тетрадка (из кнопки телефона торчит тетрадь).

Процесс запоминания для вашего мозга - это одновременное представление двух образов (если речь идет о зрительном анализаторе). Нервные клетки, работающие одновременно и создающие в воображении зрительные картинки, синхронизируются, их частоты подстраиваются друг под друга. Это и есть процесс "память".

Теперь нужно придумать зрительные образы, обозначающие темы:

"Рабочие телефоны" - лопата (универсальный рабочий инструмент, меньше всего связанный с отдыхом);

"Друзья" - чашечка чая (могут быть варианты: бутылочка пива, домино, карты, шахматы);

"Родственники" - обручальное кольцо;

"Интернет" - компьютер.

Подобранные образы-метки следует вставить между образами второго уровня и короткими последовательностями произвольных образов.

Например, с регулятором нужно связать метку "Чашка с чаем" (друзья), а уже к чашке с чаем привязать первый образ короткой последовательности: чашка с чаем + записная книжка + вилка + зажигалка + карты + кнопка.

Это будет выглядеть так в вашем воображении.

ГАЗОВАЯ ПЛИТА (метод Цицерона)

конфорки
регуляторы
духовка
ножки
ЛОПАТА
ЧАШКА С ЧАЕМ
КОЛЬЦО
КОМПЬЮТЕР
бокал
записная книжка
куст
орел
портфель
вилка
удлинитель
пенал
мышка
зажигалка
диск
отвертка
сотовый телефон
карты
руль
мяч
тетрадка
кнопка
штанга
скалка

Такая система вспомогательных образов будет называться трехуровневой системой опорных образов.

В таблице: синий цвет - образ и его части; красный цвет - образы-метки, обозначающие тему; коричневый - опорные образы, на которых фиксируются телефонные номера, предварительно связанные в ассоциации.

Созданные в мозге опорные образы следует закрепить многократным повторением по памяти.

Вспомнив главный образ "Газовая плита", и просмотрев в воображении его части, вы быстро находите необходимую вам тематическую последовательность образов.

Теперь можно запоминать телефоны по темам. Каждый телефон кодируется в ассоциацию (несколько соединенных образов). Ассоциация фиксируется на очередном свободном образе, в нужном вам тематическом разделе.

Чтобы запомнить телефонный номер дворника в раздел "Друзья", нужно связать в воображении первый свободный образ "Записная книжка" с основой ассоциации "Метла". Для этого просто представьте, что в записной книжке метла используется как закладка.

На этом, пожалуй, и закончим тему организации в памяти телефонных номеров. Напоминаю, что в трех рассылках были подробно рассмотрены способы последовательного запоминания телефонных номеров, запоминание в алфавитном порядке и тематическое запоминание.

Сами телефонные номера запоминать очень просто. Проблема организации телефонных номеров в памяти сводится к созданию в памяти соответствующей системы вспомогательных (опорных) образов. Созданную систему опорных образов следует очень хорошо закрепить в мозге путем многократного мысленного припоминания образов.

Если у человека изменился телефонный номер, то на образ, символизирующий человека, на те же его части, фиксируется новый телефонный номер. Предыдущие образы-числа будут стерты из памяти.

Если вам вообще нужно убрать из своей мнемонической записной книжки какой-нибудь номер, то на соответствующий опорный образ записывается другой телефонный номер. Чтобы стереть из памяти весь телефонный номер дворника (в записной книжке - метла) и записать на его место телефонный номер приятеля-саксофониста, с образом "записная книжка" создайте новую связь: записную книжку пронзает саксофон. Через некоторое время предыдущая связь будет полностью уничтожена, стерта.

НОВОСТИ И ОБНОВЛЕНИЯ САЙТА MNEMONIKON

Быстро найти новые статьи можно на странице "Обновления".

В.Козаренко

(c) 2002, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.