Четверг, 01.08.2002. Выпуск 7

ПОЧЕМУ ЗАБЫВАЮТСЯ ТЕКСТЫ?

Знакомая всем ситуация. Школьник на перемене читает параграф учебника и запоминает его. На уроке его вызывают к доске и просят пересказать текст. Школьник успешно пересказывает текст, получает свою пятерку. Но что будет дальше? По собственному опыту мы знаем, что через некоторое время содержание текста будет полностью забыто.

Другой пример. Тестируется ваша скорость чтения. Как она проверяется? Учитывается время прочтения текста и количество правильных ответов на вопросы по тексту. Эти два показателя обобщаются, и выводится общий коэффициент, показывающий вашу скорость чтения и понимание текстовой информации. Но сможет ли ученик ответить на те же вопросы по тексту, например, через неделю. Скорее всего, нет. Прочитанная текстовая информация забывается.

Если проходит достаточно большой промежуток времени, скажем, несколько лет, то ранее прочитанные тексты забываются полностью. Это значит, что взрослому человеку, открывшему школьный учебник истории, кажется, что он видит этот учебник первый раз в жизни. Несмотря на то, что в школьные годы учебник не только читался, но многократно повторялся; по нему сдавались, контрольные, зачеты и даже экзамены.

Так почему же забывается текстовая информация?

Знание механизмов памяти позволяет однозначно ответить на этот вопрос. В прошлом выпуске рассылки мы разобрали механизм понимания текстовой информации. Воспринимаемые слова рефлекторно вызывают в воображении зрительные образы. Зрительные образы не просто возникают в воображении, но и соединяются, организуются в пространственно организованную комбинацию образов.

Именно последнее - соединение образов в воображении - имеет решающее значение для непроизвольного, автоматического запоминания текстовой информации.

Механизмы сознательного запоминания в мнемотехнике и механизмы автоматического запоминания текстов - совершенно одинаковые. При запоминании телефонного номера, например, мнемонист преобразует части телефонного номера в зрительные образы и сознательно соединяет их в своем воображении. При восприятии текста возникающие в воображении образы соединяются сами, под воздействием пространственных операторов речи - предлогов, падежных окончаний, глаголов (в чемодане лежит книга). Результат - один и тот же. Образы соединяются. Мозг не способен запоминать ничего кроме связей.

При чтении текста мозг запоминает связи между зрительными образами, возникающими в воображении под стимулирующим воздействием слов.

При припоминании человек вспоминает зрительные образы, срабатывают связи и в воображении возникают другие образы, связанные с текстом. Последовательно вспоминая зрительные образы, человек пересказывает по ним содержание прочитанного текста.

Но не все слова преобразуются мозгом в образы автоматически. Термины, названия, понятия, фамилии, числовые сведения в образы не преобразуются. Поэтому даже сразу после прочтения текста, человек может пересказать текст лишь приблизительно, без точной информации, которая встречалась в тексте.

Связи, которые образуются в мозге между зрительными образами - очень пластичные. Они фиксируются мозгом очень быстро - достаточно одной-двух секунд, - но также быстро и разрушаются.

В мнемотехнике хорошо известен этот эффект. Если сознательно образованные связи специально не повторять, не закреплять, то они разрушаются примерно через один час. Именно по этой причине и забывается прочитанная текстовая информация. Связи между образами, образованные автоматически в процессе чтения текста, начинают разрушаться уже через час, а через неделю от них не останется и следа. Чем меньше связей остается в мозге, тем меньше образов способен вспомнить человек. В результате, когда связи разрушатся полностью, человек вообще не сможет вспомнить содержание ранее прочитанного текста, даже приблизительно. Текст забывается полностью. Вплоть до того, что кажется, будто он никогда ранее не читался.

Мнемотехника учит не только сознательному образованию связи - запоминанию. Если человек не умеет закреплять связи, образованные в мозге автоматически или сознательно, то запоминание теряет смысл. Важно научиться сохранять созданные связи в мозге, тогда запомненный ранее текст будет воспроизводиться полностью, с точным воспроизведением последовательности абзацев и всей точной информации в каждом абзаце - терминов, фамилий, названий, числовых сведений. Умение закреплять связи в мозге обеспечивает пожизненное сохранение информации.

При сознательном использовании техники запоминания, человек избавляется от "мартышкиного труда", когда ранее пройденный материал приходится учить заново перед экзаменами.

Пластичный механизм образования связей между образами доставляет массу неудобств школьникам и студентам - учиться с такой памятью трудно. Но такой механизм очень важен с биологической точки зрения, с точки зрения приспособления живого организма к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Если бы связи закреплялись быстро и навсегда, то человек или животное потеряли бы способность приспосабливаться, переучиваться. Мозг не закрепляет случайные связи, созданные в мозге однократно. Для закрепления они должны быть многократно восприняты, повторены. Таким образом, мозг отсеивает случайную информацию и сохраняет лишь ту, которая воспринимается многократно.

Как же тогда запоминать? Нужно многократно читать один и тот же текст, повторять одни и те же движения? Да. Именно так все и учатся. Небольшой объем информации, необходимый для работы по какой-либо специальности запоминается путем бесконечно долгого повторения в процессе многолетнего обучения в институте.

Но мнемотехника знает более эффективный способ закрепления связей в мозге. Если связи повторяются не путем восприятия, а путем их припоминания, то они закрепляются очень быстро и очень надолго. Но чтобы повторять информацию по памяти, ее необходимо сначала запомнить. Получается замкнутый круг. И разорвать его позволяет специальное обучение технике запоминания. Только научившись сознательно записывать связи в мозг, человек получает возможность повторять эти связи путем их припоминания, что обеспечивает очень быстрое и очень качественное закрепление информации в долговременной памяти.

В.Козаренко

(c) 2002, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.